Композитор, учёный-. внебрачный сын князя л. с. гедианова, при рождении записан как сын крепостного слуги князя — порфирия бородина. в 1856 окончил медико-хирургическую академию. с 1858 доктор медицины. в 1860-е гг. в петербурге занимался научной, педагогической и общественной деятельностью. с 1862 адъюнкт-профессор, с 1864 ординарный профессор, с 1877 академик; с 1874 руководитель лаборатории медико-хирургической академии. был одним из организаторов и педагогов (1872—87) высшего учебного заведения для женщин — женских врачебных курсов.в 50-е гг. 19 в. начал писать романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли. в 1862 познакомился с м. а. , вошёл в кружок («могучую кучку»). под влиянием , в. в. стасова и других «кучкистов» окончательно сложились музыкально-эстетические взгляды бородина как последователя м. и. глинки, национальной школы в музыке, определился самостоятельный зрелый стиль композитора.творческое наследие бородина сравнительно невелико по объёму, но является ценнейшим вкладом в сокровищницу музыкальной классики. в творчестве бородина, представителя передовой интеллигенции 1860-х гг., отчётливо проходит тема величия народа, любви к родине, свободолюбия. музыка его отличается эпической широтой, мужественностью, в то же время глубоким лиризмом.наиболее значительное произведение бородина — опера «князь игорь», являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. из-за большой загруженности научной и педагогической работой бородин писал медленно. опера создавалась в течение 18 лет, не была окончена (после смерти бородина оперу дописали и дооркестровали по материалам автора н. а. римский-корсаков и а. к. глазунов; пост. 1890, мариинский театр, петербург). опера отличается монументальной цельностью образов, мощностью и размахом народных хоровых сцен, яркостью национального колорита. «князь игорь» развивает традиции эпической оперы глинки «руслан и людмила». бородин — один из создателей классических симфонии и квартета. его 1-я симфония (1867), появившаяся одновременно с первыми образцами этого жанра у римского-корсакова и п. и. чайковского, положила начало героико-эпическому направлению симфонизма. вершиной и мирового эпического симфонизма является его 2-я (богатырская) симфония (1876). к числу лучших созданий камерно-инструментального жанра принадлежат квартеты бородина (1-й — 1879, 2-й — 1881).композитор — тонкий художник камерно-вокальной музыки. образец его вокальной лирики — элегия «для берегов отчизны дальней» на слова пушкина. бородин впервые ввёл в романс образы богатырского эпоса, а с ними — освободительные идеи 1860-х гг. («спящая княжна», «песня тёмного леса» и писал также сатирические, юмористические песни («спесь» и для творчества бородина характерно глубокое проникновение в строй народной песни, а также музыки народов востока (в «князе игоре», симфониях, симфонической картине «в средней азии»). творчество бородина, яркое, самобытное, оказало воздействие на и зарубежных композиторов. традиции бородина продолжили советские композиторы (с. с. прокофьев, ю. а. шапорин, г. в. свиридов, а. и. хачатурян и велико значение этих традиций для развития национальных музыкальных культур народов закавказья и средней азии. бородин — автор более 40 работ по . ученик н. н. зинина. докторскую диссертацию написал на тему: «об аналогии фосфорной и мышьяковой кислоты в и токсикологических отношениях». разработал оригинальный способ получения бромзамещённых жирных кислот действием брома на серебряные соли кислот; получил первое фторорганическое соединение — фтористый бензоил (1862); исследовал ацетальдегид, описал альдоль и реакцию альдольной конденсации.
timeev3160
02.07.2022
Да научный метод преобразовал наш мир, и именно на основе его успехов наука дала человеку власть над природой. и как бы ни развивалось человечество, оно всегда будет пользоваться великих научных открытий. в очерках о великих изобретениях правдиво и детально рассказано о нелегком пути, который прошла пытливая человеческая мысль: от первых примитивных орудии труда до современных компьютерных сетей. лучшие достижения человеческой цивилизации могут вызывать только восхищение могуществом разума человека и искусными деяниями человеческих рук