Отличительными внешними признаками голландской картины являются ее небольшие размеры и продиктованная этим мелкофигурность, чрезвычайная детализация и тщательность письма. небольшой, кабинетный размер голландских картин обусловлен их предназначением : они являлись в основном предметом украшения скромных бюргерских домов. заказов на большие картины для церквей голландские художники не получали. крупных аристократов, владевших дворцами, которые нужно было украшать, здесь было значительно меньше, чем в других странах европы.
Ivan1568
25.02.2023
голландский натюрморт xvii века нидерландский натюрморт представлял собой уникальное культурное явление xvii века, оказавшее влияние на дальнейшее развитие всей европейской живописи. «малые голландцы» отразили в своих работах мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью. термин «застывшая жизнь» (голл. stilleven, нем. stilleben, . still-life) стал употребляться для обозначения жанра в середине xvii века, поначалу в нидерландах. до этого художники называли подобные картины, описывая сюжет: «маленький завтрак», «букет цветов», «охотничий трофей», «суета сует». основной перевод указанного термина, встречающийся в — «тихая, неподвижная жизнь».существовало несколько важных факторов, повлиявших на столь бурное развитие натюрмортной живописи. во-первых, удивительный для небольшой страны уровень достижений в общественных науках, , и естествознании. так, великолепные нидерландские карты и атласы славились во всей европе, открытия учёного-зоолога левенгука получили всемирную известность, нидерландские мореплаватели привозили из путешествий в экзотические страны разнообразные редкости, растения, посуду, интересные технологии изготовления вещей. словно на витрине, расставлены перед зрителем кухонная утварь, цветы, фрукты, предметы быта — возможно, чтобы рассказать о благосостоянии родины, ведь эстетика натюрмортов была приятна и иностранцам, приобретавшим картины для украшения своего дома цветочный натюрморт начиная с 40-х годов xvii века, натюрморт в нидерландской живописи получил широкое распространение как самостоятельный жанр. одним из самых первых выделился цветочный натюрморт в произведениях таких художников, как амброзиус босхарт старший и ван дер аст, и далее продолжал своё развитие в роскошных натюрмортах яна давидса де хема и его последователей уже во второй половине xvii столетия. причины популярности цветочного натюрморта можно найти в особенностях быта нидерландского общества — традиции иметь сады, загородные виллы или комнатные растения — а также благоприятных природных условиях для развития цветоводства. учёный натюрморт зародившийся в университетском лейдене жанр «учёного» натюрморта, получает название «суета сует» или «memento mori» и является наиболее интеллектуальным видом натюрморта, требующим от зрителя знания библии и традиций религиозной символики (характерны картины питера стенвейка и давида байи). часто в натюрмортах этого направления присутствуют иллюзионистские приемы, искусный обман зрения. в свою очередь увлечение иллюзионистской передачей натуры к возникновению особого вида натюрморта — так называемых «обманок». такие натюрморты были особенно распространены в середине xvii века и снискали невероятную популярность в стране и за её пределами. влиянием нидерландского натюрморта отмечены первые подобные полотна во франции, примером является загадочный«натюрморт с шахматной доской» любена божена. ранний цветочный натюрморт: якоб де гейн младший, амбросиус босхарт старший, амбросиус босхарт младшийнатюрморты типа «завтраки» и «сервированные столы»: флорис ван дейк, клара петерс, ханс ван эссен, адриан кортетональный натюрморт: питер клас, виллем клас хеда, ян янс ден эйл,ян янс трек натюрморт в живописи 18-20 веков натюрморт как самостоятельный жанр живописи появился в россии в начале xviii века. представление о нём первоначально было связано с изображением даров земли и моря, разнообразного мира вещей, окружающих человека. вплоть до конца xix века натюрморт, в отличие от портрета и картины, рассматривался в качестве «низшего» жанра. он существовал главным образом как учебная постановка и допускался лишь в ограниченном понимании как живопись цветов и фруктов.начало хх века ознаменовалось расцветом натюрмортной живописи, впервые обретшей равноправие среди прочих жанров. стремление художников расширить возможности изобразительного языка сопровождалось активными поисками в области цвета, формы, композиции. все это особенно ярко проявилось в натюрморте. обогащенный новыми темами, образами и художественными приемами, натюрморт развивался необычайно стремительно: за полтора десятка лет он проходит путь от импрессионизма до абстрактного формотворчества.в 30-40-е годы хх столетия это развитие приостановилось, но уже с середины 50-х годов натюрморт переживает в советской живописи новый подъём и с этого времени окончательно и твердо встает вровень с другими жанрами. российские и советские мастера реалистического натюрморта хруцкий иван фомич (1810—1885)коровин константин алексеевич (1861—1939)грабарь игорь эммануилович (1871—1960)кончаловский пётр петрович (1876—1956)петров-водкин кузьма сергеевич (1878—1939)сарьян мартирос сергеевич (1880—1972)машков илья иванович (1881—1944)захаров сергей ефимович (1900—1993)котьянц геворк вартанович (1906—1996)скуинь елена петровна (1909—1986)