во многих исследованиях часто имеют дело с разнообразными совокупностями вещей и явлений, которые по одним признакам представляют собой единое целое, а по другим подразделяются на отдельные группы. такие совокупности рассматривались ранее.
так, в примере рассмотренном в разделе первичная обработка результатов измерений ученики 3-го класса - это определенная совокупность элементов (учеников), представляющих собой единое целое, поскольку элементы (ученики), которые ее составляют, объединены определенным признаком - все они учатся в 3-м классе. в то же время они подразделяются на отдельные группы по другим признакам: полу, скорости чтения, успешности обучения и т. п.
участники областной олимпиады по образуют единое целое. в то же время они могут быть разделены на группы: по регионам, где они учатся; по успехам выступления на областной олимпиаде; по классам, в которых они учатся; по характеру способностей и т. п.
совокупность, состоящая из однородных элементов, имеющих качественную общность, будем называть статистической совокупностью. элементы, из которых состоит данная совокупность, называют ее членами. количество элементов в совокупности называют его объемом. объем совокупности будем обозначать через n.
признак, по которому совокупность подразделяют на группы называют аргументом. признак (аргумент) будем обозначать прописными латинскими буквами x, y, z, . отдельные числовые значения аргумента называют его вариантами и обозначают через x1, x2, xk. (скорость чтения - признак, его значения - x1 = 110, x2 = 92, x36 = 25.) количество элементов совокупности, имеющих одинаковое числовое значение, мы назвали частотой данной варианты; частоты обозначили через n1, n2, nk; n1 + n2 + + nk = n. отношение частоты варианты к объему совокупности назвали относительной частотой варианты и обозначили через v1, v2, vk; v1 + v2 + + vk = 1.
в исследованиях, изучая тот или иной признак, часто приходится сталкиваться с такими совокупностями, члены которых принимают различные значения (наряду с одинаковыми). такую переменчивость значений признака называют его варьированием. например, варьирование мы наблюдаем, изучая успешность учащихся по предмету, сформированность некоторого качества личности и т. п.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Разложи яблоки, груши и бананы на блюдце по два плода так, чтобы набор плодов на всех блюдцах был разным
1 блюдце яблоко и груша
2 блюдце груша и банан
3 блюдце яблоко и банан