с первобытных времен различные виды изображений (скульптурные, живописные, графические) являлись знаковыми и символическими , которые использовались древними людьми для осуществления обрядов, сохранения и передачи информации. любой значительный звук, жест, вещь, событие может быть либо знаком, либо символом.
искусство говорит с людьми на языке символов. символ в искусстве является художественным образом, воплощающем какую-либо идею. символ, как загадка, многозначен, его смыслы можно раскрывать до бесконечности в отличие от знака, который всеми понимается одинаково. глубина понимания символа зависит от способности человека к интерпретации, от его эрудиции и интуиции.
музыкальное искусство говорит с нами языком звуков и наполнено тайнами. с поразительным разнообразием и глубиной с системы знаков и символов музыка выражает богатейший мир человеческих чувств. даже отдельный звук с учетом всех его сторон -- высоты, длительности, тембра, громкости -- представляет собой знак-интонацию. он может свидетельствовать о робости или уверенности, скованности или свободе, нежности или грубости. можно говорить и о пластических знаках, воспроизводящих жест, движение.
в человеческом характере всегда присутствует стремление творить -- потребность исследовать, изобретать, строить, решать сложные, запутанные проблемы. одной из таких проблем была научная идея создания вечного двигателя (перпетуум мобиле). его изобретение оказало бы огромнейшее влияние на развитие мировой . и только музыке как искусству временному подвластно воплощение образа "вечного движения". его символом стали инструментальные пьесы "регрешит mobile" ("вечное движение") самых разных композиторов: н. паганини, ф. мендельсона, н. римского-корсакова и др
музыкальным знаком, который становится символом, можно назвать мотив судьбы -- зерно-интонацию, из которой вырастает вся симфония 5 л. бетховена. и таких примеров в музыкальном искусстве множество. музыкальными символами, олицетворяющими собой единство народа, его культуру, гордость за свою страну, являются государственные гимны.
в были эпохи, когда люди особенно часто обращались к символам в искусстве. примером может служить средневековое христианское искусство. в средние века особый интерес представляла устремленность человека к богу. поэтому вещи, окружавшие человека, интересовали художника лишь в той степени, в которой они были связаны со смыслом священного писания.
на многих средневековых картинах изображаются чаша, виноград (вино) и хлеб -- символы таинства причащения; цветы лилии или ириса -- символ богоматери. символика искусство ванитас художественный
выбор колорита, цвета также символичен: красно-коричневый являлся символом всего земного (глина, земля); красный -- цвет пролитой жертвенной крови, огонь веры; голубой или синий символизировал все небесное, святое; а зеленый -- цвет надежды, цвет жизни, символ утешения, возрождения к новой жизни.
с хv в. изображенные на картине вещи наделяются одновременно двойным смыслом -- религиозным и бытовым. в религиозном находит продолжение традиционная божественная символика средневековья, в бытовом проявляется обычная значимость вещи в повседневной жизни человека.
многие произведения xvii в. носят символический характер, который зачастую передается представленными в них предметами: бокалами с вином, хлебом, рыбой, увядшими цветами, часами и др. иногда обычные предметы, необычно соединенные в одной композиции, представляют собой сложные для разгадывания образные коды. особенно это характерно для распространенного в xvii в. натюрморта, называемого ванитас (vanitas-- суета сует) и напоминающего человеку о бренности его существования. на них изображены черепа, свечи, цветы, часы, листы с нотами и музыкальные инструменты (звук отзвучал - значит, умер), которые воспринимаются как зашифрованные сообщения. художники, работающие в сюжетах ванитас, говорили о тщете земного существования, о быстротечности бытия. само название картины "суета сует" говорит о бренности земной суеты -- погони за богатством, властью, удовольствиями. в натюрморте художник передает ценность обыденной жизни, значительность простых вещей. его отношение к миру отличается тем, что он видит и чувствует явную или потаенную жизнь, которая разлита во всем сущем, в природе, в самой материи. а потому другое название натюрморта --штильлебен (голланд. stillleven, нем. stilleben, анг. stilllife) -- тихая (безмолвная) жизнь.
для художника не существует "безгласных вещей", для него все -- "выразительное и говорящее бытие" (м. бахтин).
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Длина дистанции на скачках 2400 м.фаворит пришёл к финишу, показав время 2 мин 40 с.на каком расстоянии от финиша была в этот момент последняя лошадь, если её скорость была на 2 м/с меньше скорости фаворита?