2. как считали древние люди
сначала были…пальцы. весьма универсальное, удобное и сподручное средство для счёта. его используют и до сих пор, правда, лишь в том случае, если нужно показать небольшое, ограниченное одним десятком число (здесь учитываем лишь возможности рук, пальцы ног не в счёт).
пальцы сыграли немаловажную роль в счета. особенно когда люди начали обмениваться друг с другом предметами своего труда. так, например, желая поменять, сделанное им копье с каменным наконечником на пять шкурок для одежды, человек клал на землю свою руку и показывал, что против каждого вальца его руки нужно положить шкуру. одна пятерня означала 5, две – 10. не удивительно, что быстро назрела потребность в других, более совершенных символах счёта. когда рук не хватало, вход шли и ноги. две руки и одна нога – 15, две руки и две ноги – 20.
так люди начинали учиться считать, пользуясь тем что дала им сама природа, - собственной пятерней.
3. цифры у разных народов
на протяжении каждый народ писал числа, считал и вычислял с их . у разных народов было свое, определенное написание чисел (см. приложение 1).
первое подобие цифр возникло около пяти тысяч лет назад в египте и месопотамии и представляло собой засечки на дереве или камнях. египетские жрецы использовали для письма папирус, а в месопотамии для этих целей служила мягкая глина. единица изображалась колом, десяток — как бы парой рук, сотня — свернутым пальмовым листом, тысяча — цветком лотоса, символом обилия, сто тысяч — лягушкой, так как лягушек было много во время разлива нила (см. приложение 2).
не всем для записи чисел понадобилось столько символов. например, майя в первом тысячелетии нашей эры писали любое число, используя лишь три знака: точку, линию и эллипс (см. приложение 3). точка означала единицу, линия имела значение пяти, а эллипс, находясь под любым из этих знаков, увеличивал его значение в двадцать раз. подобная минимизация отнюдь не приводила к записи: для обозначения того или иного числа приходилось использовать длинные ряды символов.
следующий этап в цифр принадлежит древним римлянам. изобретенная ими система исчисления основана на использовании букв для отображения чисел (римские цифры). но это было не удобно - записи длинные, умножение и деление в письменном виде производить было невозможно. все действия надо производить в уме. даже чтобы прочитать число, нужно устно складывать или вычитать потому, что каждая римския цифра означает всюду, где бы она ни стояла, одно и то же число (см. приложение 4).
4. цифры нашего времени
современные привычные для нас цифры имеют арабское происхождение. хотя арабы в свою очередь заимствовали их у индусов, видоизменив их и приспособив к своему письму. характер написания каждой из девяти арабских цифр хорошо прослеживается, если записать их в «угловатой» форме (см. приложение 5). количество углов каждой цифры соответствует количеству, которое эта цифра обозначает. привычные, нам формы цифр, более округлые. это влияние скорописи: так цифры записывать быстрее и удобнее (см. приложение 6).
десятичная система, которой широко пользуется в настоящее время во всем мире, более совершенна. вместо палочек, взятых от одной до девяти, используют цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. для обозначения десятков, сотен и т.д. не нужны новые значки, так как те же цифры используют и для записи десятков, сотен и т.д. одна и та же цифра имеет различные значения в зависимости от места (позиции), где она записана. этому свойству современную систему счисления называют позиционной. десятичная позиционная система счисления позволяет записывать сколь угодно большие натуральные числа.
народы пришли к этой системе постепенно. она зародилась в индии в v веке . в iх веке ею уже владели арабы, в х она дошла до испании, а в хii веке появилась в других странах европы, но широкое распространение получила в хvi веке. долгое время развитие позиционной системы счисления тормозилось отсутствием в ней числа и цифры нуль. только после введения нуля система стала совершенной.
сейчас мы постоянно пользуемся числами. используем их, чтобы измерять время, покупать и продавать, звонить по телефону, смотреть телевизор, водить автомобиль. к тому же у каждого человека есть различные числа, идентифицирующие лично его. например, в удостоверении личности, в банковском счете, в кредитной карточке и т.д. более того, в компьютерном мире вся информация, и этот текст в том числе, передается посредством числовых кодов.
мы встречаемся с числами на каждом шагу и настолько к ним привыкли, что почти не отдаем себе отчета, насколько важную роль они играют в нашей жизни. числа составляют часть человеческого мышления.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
1. бабушка пекла блины. внук пришёл из школы и тут же принялся их есть. пока он съедал три блина, бабушка успевала испечь только два. когда внук пришёл из школы, на тарелке было 12 блинов. сколько блинов съел внук, если он ушёл, когда на тарелке было только 7 блинов? прошу!