суриков вспоминал, что ключ к образу главной героини дала увиденная однажды ворона с чёрным крылом, которая билась о снег[1]. образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у рогожского кладбища. портретный этюд был написан всего за два часа. до этого художник долго не мог найти подходящее лицо — бескровное, фанатичное[1], соответствующее знаменитому описаниюаввакума: «персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны, и кидаешься ты на врагов аки лев»[4]. юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. художник прикреплял зарисовки к картине кнопками, от которых остались отверстия, раскрытые при реставрации[1].
долгое время суриков не мог найти для боярыни. прототипом морозовой стала тётка сурикова — авдотья васильевна торгошина. (её муж, степан фёдорович, изображён на картине «утро стрелецкой казни» — стрелец с чёрной бородой). в виде смеющегося купца слева на картине «боярыня морозова» изображён бывший дьяк сухобузимской троицкой церкви варсанофий семёнович закоурцев. (закоурцев позировал сурикову для этюда «смеющийся священник» в красноярске ещё в 1873 году). странник с посохом справа на картине написан с переселенца, которого суриков встретил по дороге в сухобузимское.
при работе над картиной художник подолгу наблюдал за оттенками снега, которых на полотне насчитывают десятки; неслучайно современники называли его работы «цветовыми симфониями»[5]. «делая этюды, суриков ставил свои модели прямо на снег, непосредственно в натуре наблюдая цветовые рефлексы на одеждах и лицах, изучая, как холодный зимний воздух воздействует на цвет кожи, вызывая на её поверхности особенно живые краски»[6]. к примеру, бледность лица морозовой искусно оттеняет чёрная бархатная шуба.
в искусства бытует предание, что первоначально суриков начал писать «боярыню морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней, и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу»[1]. реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается[1]. по другой версии, статичность полотна исчезла и появилось ощущение движения после того, как художник догадался нарисовать рядом с розвальнями бегущего мальчика [7
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Трое моляров могут закончить роботу за 5 дней. для ускорения работы добавили еще 2 моляров. за какое время они закончат работу, если считать что они работают с одинаковой скоростью.