каждая машина состоит не менее чем из трех составных частей: двигателя, передаточного механизма и исполнительного механизма. например, сверлильный станок состоит из электродвигателя, клиноременного механизма передачи движения и изменения частот вращения шпинделя, исполнительного механизма — шпинделя. шпиндель выполняет непосредственно сверление с сверла, закрепленного в патроне.
в машинах могут быть и другие механизмы: подачи, , контроля и регулирования, сортировки, транспортировки, упаковки.
механизмы передачи движения могут состоять из зубчатых колес, ременных передач со шкивами, зубчатых колес и реек. в табл. 3 представлены некоторые механизмы передач и их условные графические обозначения на кинематических схемах.
зубчатые механизмы могут иметь цилиндрические и конические зубчатые колеса. меньшее по диаметру из двух находящихся в зацеплении зубчатых колес обычно называют шестерней.
ременные передачи вращение от одного шкива к другому плоскими или клиновыми ремнями.
с устройством такой передачи вы ознакомились в 5 классе при изучении сверлильного станка.
цепные передачи вращение от одной звездочки к другой с цепи, например от звездочки педалей к звездочке заднего колеса велосипеда.
если в ременных и цепных передачах шкивы и звездочки вращаются в одном направлении (по часовой стрелке или против), то в зубчатых передачах два соединенных между собой колеса вращаются в разных направлениях.
зубчатые колеса, шкивы, звездочки называют звеньями механизмов и машин.
неподвижное звено механизма или машины называют стойкой. это станины, корпуса, опоры валов.
одно из звеньев, которое передает движение другому, называют ведущим. а звено, которое получает движение от ведущего звена, называют ведомым. например, звездочка велосипеда, которая вращается педалями, называется ведущей, а звездочка заднего колеса — ведомой.
если зубчатая, ременная и цепная передачи вращательное движение от одного звена к другому, то зубчато-реечная передача преобразует вращательное движение зубчатого колеса в поступательное движение зубчатой рейки, или наоборот.
ввиду того, что диаметры зубчатых колес, шкивов и звездочек в передачах обычно неодинаковые, ведомое колесо вращается с другой частотой вращения, чем ведущее. отношение частоты вращения ведущего звена к частоте вращения ведомого звена (или диаметра
ведомого колеса к диаметру ведущего колеса) называют передаточным отношением i.
i = n1/n2 = d2/d1,
где n1 — частота вращения ведущего колеса (оборотов в минуту, т. е. мин-1); п2 — частота вращения ведомого колеса (оборотов в минуту); d1 — диаметр ведущего колеса (мм); d2 — диаметр ведомого колеса (мм).
например, при диаметре ведущего шкива 40 мм и диаметре ведомого шкива 80 мм передаточное отношение будет равно: i = 80 : 40 = 2.
ведущие и ведомые колеса, шкивы и звездочки насаживают на валы так, чтобы они не проворачивались на них. для этого колесо и вал соединяют при шпонки или шлицев (рис. 28). в колесе и валу вырезают шпоночные пазы, в которые вставляют шпонку.
если колесо посредством шпонки закреплено на валу неподвижно, то такое шпоночное соединение называют неподвижным (рис. 28, а).
если колесо может перемещаться вдоль вала со шпонкой или шлицами и одновременно передавать вращение, то такое соединение называют шпоночным или шлицевым скользящим (рис. 28, б, в).
шлицевые соединения образуются соединениями выступов и впадин на валу и зубчатом колесе (рис. 28, в).
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Определите, равны ли дроби: а)15/20 и 18/24 б)20/35 и 16/28 в)12/30 и 15/25 г)18/22 и 27/33 д)30/48 и 36/56 е)56/84 и 82/108 ё)121/77 и 45/21 ж)49/63 и 34/85