Пошаговое объяснение:
Алгоритм решения задач на составление уравнений в 5 классе.
Многие задачи в 5 классе решаются с уравнений. От учеников при этом требуется выяснить все величины, участвующие в задаче, отделить известные от неизвестных, установить зависимость между ними, выбрать одну из них для составления уравнения.
При решении задач на составление уравнений можно выделить три этапа:
распознавание величин, участвующих в задаче;
установление зависимостей между величинами;
запись одной величины через другую.
На первом этапе происходит знакомство с всевозможными величинами (стоимость, масса, путь, скорость, время и т.д.). Я читаю несколько предложений и учеников установить, о каких величинах идёт речь в каждом предложении. На втором этапе ученики устанавливают, в каком случае величины суммируются, а в каком случае они вычитаются. Я говорю: в задачах, где требуется сравнить величины, встречаются такие слова: «больше», «меньше», «дешевле», «дороже», «выше», «ниже», «быстрее», «медленнее» и т.д. Узнать же, насколько одна величина больше или меньше другой можно действием вычитания. А на суммирование величин указывают следующие слова: «всего собрали», «всего сделали», «общая масса» и т.д.
Итак, ученик и выслушивают предложения, определяют о каких величинах идёт речь, устанавливают: сравниваются ли они или суммируются и схематически записывают зависимость между ними. Например:
Путь, пройденный путешественниками навстречу друг другу за одно и тоже время равен 18км.
Величины: S1 – путь первого путешественника,
S2 – путь второго путешественника.
S1 + S2 = 18
2) Слонёнок и слониха вместе весят 7200 кг.
Величины: m1 – масса слонихи,
m2 – масса слонёнка.
m1 + m2 = 7200
Бутылка с виноградным соком стоит 60 коп.
Величины: р1 - стоимость бутылки,
р2 - стоимость сока.
р1 + р2 = 60
За одно и тоже время первый турист на 5 км больше, чем второй.
Величины: s1 – путь первого туриста,
s2 – путь второго туриста.
s1 – s2 = 5
Затем ученикам даётся схема решения задач на составление уравнений:
перечислить величины, данные в условии задачи.
выбрать меньшую величину из неизвестных величин и обозначить через х.
остальные неизвестные выразить через меньшую величину, т.е. через х.
выяснить сравниваются или суммируются величины.
составить схему уравнения.
Эта схема позволяет ученикам увидеть закономерности между величинами.
Задача: школьники собрали всего 1650 кг картофеля, причём до обеда было собрано в 2 раза больше, чем после обеда. Сколько картофеля собрали школьники после обеда?
Ученики читают условие задачи и устанавливают, что
в условие задачи входят величины масса картофеля, собранного до обеда и масса картофеля, собранного после обеда, общая масса собранного картофеля.
Масса картофеля, собранного после обеда меньше. Её принимаем за х.
Тогда масса картофеля, собранного до обеда, равна 2х кг.
1650 – сумма величин, т.к. в задаче говорится, что всего собрали 1650кг.
Составляется уравнение: 2х + х = 1650.
Итак, этот алгоритм решения задач на составление уравнений учит учеников видеть величины, заданные в условии задачи, и вскрывать связи между ними. А это формированию навыка самостоятельно анализировать новые частные случаи без дополнительного объяснения.
б) сейчас брату --- 5 лет
будет через 3 года в 2 раза < , чем будет сестре
сестре сейчас ? лет
5 + 3 = 8 (лет) будет брату через три года
8 * 2 = 16 (лет) будет сестре через три года
16 - 3 = 13 (лет) сестре сейчас
ответ: 13 лет
Проверка: (13+3):(5+3) = 2; 2=2
в) брату сейчас 5 лет
брату год назад в 3 раза <, чем сестре сейчас
сестре сейчас ? лет
Решение.
5 - 1 = 4 (года) было брату год назад
4 * 3 = 12 (лет) --- сестре сейчас
ответ: 12 лет
Проверка: 12 : (5-1) = 3 ; 3=3
г) условие, а значит, и решение, одинаковое с в). Переписывать его считаю нецелесообразным. Возможно, нужно: "Сейчас брату 5 лет, а год назад ему было в 3 раза меньше лет, чем сестре (тогда же) Сколько лет сестре сейчас?" Тогда:
Решение
5 - 1 = 4 (года) было брату год назад
4 * 3 = 12 (лет) --- было сестре года назад
12 + 1 = 13 (лет) сестре сейчас.
ответ: 13 лет.
Проверка : (5-1)*3 = 13 -1; 12 = 12
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Сумма двух чисел 648. одно из чисел 127. найди разность этих чисел. решить!
648-521=127