вид перспективы, рассчитанный на неподвижную точку зрения и предполагающий единую точку схода на линии горизонта (предметы уменьшаются пропорционально по мере удаления их от переднего плана). теория линейной перспективы впервые появилась у амброджо лоренцетти в xiv веке, а вновь она была разработана вэпоху возрождения (брунеллески, альберти), основывалась на простых законах оптики и превосходно подтверждалась практикой. отображение пространства на плоскость сначала простой камерой обскура с простым отверстием (стенопом), а затем и с линзой полностью подчинено законам линейной перспективы. прямая перспектива долго признавалась как единственное верное отражение мира в картинной плоскости. с учетом того, что линейная перспектива — это изображение, построенное на плоскости, плоскость может располагаться вертикально, наклонно и горизонтально в зависимости от назначения перспективных изображений. вертикальная плоскость, на которой строят изображения с линейной перспективы, используется при создании картины (станковая живопись) и настенныхпанно (на стене внутри помещения или снаружи дома преимущественно на его торцах). построение перспективных изображений на наклонных плоскостях применяют в монументальной живописи — росписи на наклонных фризах внутри помещения дворцовых сооружений и соборов. на наклонной картине в станковой живописи строят перспективные изображения высоких зданий с близкого расстояния или архитектурных объектов городского пейзажа с высоты птичьего полета. построение перспективных изображений на горизонтальной плоскости применяют при росписи потолков (плафонов). известны, например, мозаичные изображения на овальных плафонах станции метро «маяковская» художника а. а. дейнеки. изображения, построенные в перспективе на горизонтальной плоскости потолка, называют плафонной перспективой.
линейная перспектива на горизонтальной и наклонной плоскостях имеет некоторые особенности, в отличие от изображений на вертикальной картине.
в наше время доминирует использование прямой линейной перспективы, в большей степени из-за большей «реалистичности» такого изображения и в частности из-за использования данного видапроекции в 3d-играх.
в фотографии для получения линейной перспективы на снимке близкой к реальной используют объективы с фокусным расстоянием приблизительно равным диагонали кадра. для усиления эффекта линейной перспективы используют широкоугольные объективы, которые делают передний план более выпуклым, а для смягчения — длиннофокусные, которые уравнивают разницу размеров дальних и близких предметов[3].
обратная линейная перспектива[править | править вики-текст]вид перспективы, применяемый в византийской и живописи, при которой изображенные предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя, картина имеет несколько горизонтов и точек зрения, и другие особенности. при изображении в обратной перспективе предметы расширяются при их удалении от зрителя, словно центр схода линий находится не на горизонте, а внутри самого зрителя. обратная перспектива образует целостное символическое пространство, ориентированное на зрителя и предполагающее его духовную связь с миром символических образов. следовательно, обратная перспектива отвечает воплощения сверхчувственного сакрального содержания в зримой, но лишенной материальной конкретности форме. поскольку в обычных условиях человеческий глаз воспринимает изображение в прямой, а не в обратной перспективе, феномен обратной перспективы исследовался многими специалистами. например, с псевдоскопа изучают восприятие обратной перспективы человеком в динамических условиях. психологами исследуется механизм порождения зрительного образа в целом, важным элементом которого является личностный смысл.
среди причин появления феномена обратной перспективы самой простой и очевидной для критиков было неумение художников изображать мир, каким его видит наблюдатель. потому, такую систему перспективы считали ошибочным приемом, а саму перспективу — ложной. однако такое утверждение не выдерживает критики, обратная перспектива имеет строгое описание, она равноценна прямой перспективе. обратная перспектива возникла в позднеантичном и средневековом искусстве (миниатюра, икона, фреска, мозаика) как в западноевропейском, так и в византийском круге стран. интерес к обратной перспективе в теории (п. а. флоренский[2], б. в. раушенбах[4]) и художественной практике возрос в xx веке в связи с возрождением интереса к символизмуи к средневековому художественному наследию. обратная перспектива обобщается в проблемах восприятия за рамками изобразительного искусства (см. агиография).
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Постройте квадрата авсд со сторонами 4 см и проведите отрезки ас и вд. чему равна площадь каждлго из четырех получившихся треугольнико? сложите из двух таких треугольников новый квадрат. чему равна его площадь?
1) 4 • 4 = 16(см.2) - площадь квадрата.
2) 16 : 4 = 4 (см.2) - площадь одного маленького треугольника.
3) 4 : 2 = 2(см.) - сторона второго квадрата.
4) 2 • 2 = 4 (см.2)
ответ: 4 см.2 площадь второго квадрата.