Оценивая соотношение выразительного и изобразительного в музыке, надо иметь в виду, во-первых, что они «в музыке обычно существуют не порознь, а вместе». выражение того или иного настроения или характера может сопровождаться какими-либо изобразительными деталями, а музыкальное изображение не бывает не окрашено в тот или иной эмоциональный тон (это может зависеть от объективных причин: поезд, который везет пионеров к «зимнему костру», и поезд, под который сейчас бросится анна каренина, стучат по-разному; но причины могут быть и субъективными: море у римского-корсакова волнуется иначе, чем у дебюсси, а птицы поют иначе, чем у мессиана). во-вторых, выразительность и изобразительность в музыке принципиально неравнозначны: будучи искусством прежде всего выразительным, музыка сплошь и рядом обходится без ясно слышимых признаков изобразительности, но, напротив, сколь бы яркой и важной ни была изобразительная сторона, выразительность остается непременным эстетическим требованием. так что «уровень изобразительности» может быть и выше, и ниже, но «уровень выразительности» всегда должен быть высок, — иначе это плохая музыка.
Artur-62838
07.01.2020
Выразить музыка может многое: широчайшую гамму настроений (веселье и спокойствие, тревогу и , возбуждение и глубокую печаль), бесконечное разнообразие человеческих характеров (суровый и шаловливый, капризный и волевой). сама способность выражать, то есть обращаться непосредственно к эмоциональной сфере — одна из сильнейших сторон музыки. она не описывает, как , не показывает, как живопись и графика, а в самой себе заключает то или иное настроение, тот или иной характер и тут же передает его слушателю — «заражает» его этим настроением или вызывает в нем «образ» этого характера. звучание музыки есть строго организованный звуковой поток, адресованный слушателю, и организованность определяется его содержанием — настроением, характером: веселое настроение определит живой темп, мажорный лад, светлый регистр, волевой характер будет передан энергичным ритмом, активной динамикой и т. п. практически все средства музыки способны воплощать в себе и вызывать в слушателе эмоциональную реакцию — в этом сила воздействия музыки на человека. изобразить музыка может также многое. при этом ясно разграничиваются два уровня музыкальной изобразительности — более непосредственный, звукоподражательный и более опосредованный, музыкально обусловленный. раскаты грома в конце iii части «фантастической симфонии» берлиоза и выстрелы охотников из симфонической сказки прокофьева «петя и волк», многочисленные «колокольные звоны» и «кукования кукушки» в инструментальных произведениях — примеры музыкального подражания звукам самой жизни. но реальное море никогда не шумит так, как в начале «шехерезады» римского-корсакова, и ни одна птичка не поет мелодию из «пети и волка» — это музыкальные интерпретации жизненных звучаний. более того, музыка может изобразить и беззвучные, безгласные объекты — «богатырские ворота» из «картинок с выставки» мусоргского, «дворцовую площадь» в одиннадцатой симфонии шостаковича, «облака» дебюсси.
Ответить на вопрос
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Если скорость моторной лодки по течению реки 18, 4 км/ч, а против течения 12, 8 км/ч, то скорость течения реки (в км/ч) равна
vсобств. +vтеч. =18,4
vсобств. -vтеч.= 12,8
отнимая от первого уравнения второе, получим5,6
2vтеч.=5,6
vтеч. =2,8
ответ 2,8 км/ч.