Составление букетов является одним из наиболее древних видов искусства Востока. В буддийских книгах в 735 году уже были представлены эскизы и описание расположения цветов для украшения храмов. Букет как форма цветочного украшения, как источник аромата появился в Европе в XIV веке, но началом для цветочной аранжировки стал XVII век, то есть в западной цивилизации аранжировка из цветов — это позднее искусство.
Составители букетов в не знали правил и принципов их построения. Они не пытались делать аранжировку, а просто ставили цветы в вазу. В России в конце XIX и начале XX веков были популярными следующие аранжировки.
Букеты для подношения. Их почти всегда оформляли в букетные манжеты. Стебли цветов укреплялись на проволоке.
Букеты в вазах («вазовые»). Они были очень массивными, но цветы собирали в них на собственных стеблях.
Было принято украшать невест белыми цветами. Собирали бальные букеты, по форме напоминающие букеты невест, но только ярких окрасок.
Цветочные корзинки готовили из срезанных цветов на мхе и проволоке. Основанием их служили мелкие цветы, например фиалки, а сверху укладывали букеты из роз.
Цветочные подушки изготавливали на проволочном каркасе, заполняли их мхом, и на нем симметрично располагали живые и крашеные цветы, листья с лентами и кружевами.
Праздничные аранжировки собирали из роз, лилий, ландышей, папоротников, прикладывали их к фигуркам зверей или птиц.
Модными были так называемые макартовские букеты (по имени венского декоратора Ганса Макарта). Они состояли из сухих крашеных и натуральных трав, пальмовых листьев, сухих плодов, павлиньих перьев, шелковых шаров, искусственных цветов. Ими украшали комнаты, из них готовили траурные венки. Такие букеты, аранжировки были громоздкими, очень тяжелыми, для их составления использовали много цветов, поэтому они были дорогими. Далеки они были и от русского народного искусства.
Русские люди с давних времен любили цветы и использовали их для украшения жилищ, плетения венков, украшения невест, составления букетов для подношения в праздничные дни, в дни рождения и т. д. В русском народном искусстве — кружевах, росписи, керамике — везде использовались цветы. Много национальных композиций из цветов было создано на Украине, в Грузии, в Белоруссии и т. д.
За последние тридцать лет значительно изменилось назначение, форма, методы составления букетов и композиций.
Развитию отечественного букета открытие павильона «Цветоводство и озеленение» ВДНХ СССР. В 1960 году был проведен первый конкурс на лучшую корзину из цветов с девизом. Ежегодно коллектив павильона, возглавляемый К. А. Севастьяновой, организует конкурсы, семинары, выставки цветов, ведя целенаправленную творческую работу с привлечением представителей всех союзных республик, отдельных городов, клубов, с отчетами о своих достижениях в цветоводстве, аранжировке. Становлению отечественного букета в большой мере журнал «Цветоводство». Журнал анализирует выставки цветов и конкурсы на лучший букет, выступления мастеров аранжировки, дает их творческие портреты, обзор тематических композиций с иллюстрациями под рубрикой «Школа аранжировки», переводы специальных книг, статей, устраивает встречи специалистов за круглым столом. Большую работу по пропаганде декоративного цветоводства ведут журналисты Т. М. Клевенская и Т. А. Френкина.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Как вы понимаете смысл известных слов П. И. Чайковского: «Балет — та же симфония»? Что включает в себя существующее в балете понятие«симфонический танец», основанное на родстве некоторых танцевальныхи симфонических музыкальных форм? Как вы думаете, почему классическими примерами симфонических танцев считаются танцы виллис из «Жизели», теней из «Баядерки», дриад из «Дон Кихота», нереид из «Спящей красави-цы», лебедей из «Лебединого озера»? Посмотрите в записи некоторые из этихтанцев и поясните свой ответ.
«Девушка с креветками» (около 1760 г.) – всего лишь живописный этюд, не очень-то характерный для наполненной дотошными подробностями сатирической манеры Уильяма Хограта, и вместе с тем – едва ли не самая известная и лучшая из его картин. Это словно необъяснимый и гениальный прорыв, как минимум, на столетие вперёд, к искусству импрессионистов с их динамичными мазками, эффектом разложения цвета и страстью к сиюминутному впечатлению.
Общим местом в хогартоведении стало говорить о реализме и демократизме художника. В первую очередь, речь, конечно, идёт о его сатирических циклах: «Карьера проститутки», «Карьера мота», «Модный брак», «Выборы в парламент», «Четыре степени жестокости» - все они не только изображают людей из различных, в том числе низших, сословий современного английского общества, но и рассуждают о морали и этике. Но едва ли не в большей степени гуманизм Хогарта проявляется там, где он перестаёт быть сатириком, - в его поздних портретах. Среди них стоит особо выделить «Портрет слуг Хогарта» и «Продавщицу креветок». Это работы постаревшего художника, умудрённого опытом и проникшегося сочувствием к «маленькому человеку».
«Продавщица креветок» написана так, словно кисть стремительно выхватывает её из многолюдного людского потока в ясный солнечный день. Юная уличная торговка, водрузив поднос с морской снедью поверх шляпы, полуобернулась и улыбается,будто увидела что-то забавное или кого-то хорошо знакомого. Образ «Продавщицы креветок» исполнен обаяния. С живейшей симпатией Хогарт показывает нам сущность человека без грима и притворства, без навязанной социальной роли.
Известный прежде всего как гравёр, прославившийся искусством виртуозно тонких линий, но не цвета, в «Продавщице креветок» Хогарт предстаёт как выдающийся колорист. В его палитре преобладают холодные тона – коричневые, зелено-серые и розовые. Мазки кисти Хогарта, широкие и стремительные, с одной стороны, наталкивают на мысль, что перед нами лишь подмалёвок – предварительное расположение цветовых пятен на холсте для будущей картины, которая могла бы быть написана в более традиционной технике (и возможно, в законченном виде лишилась бы львиной доли своего очарования). С другой стороны, «Продавщица креветок» может рассматриваться как смелое колористическое новаторство Хогарта: здесь он, подобно художникам будущего, не даёт тонких цветовых переходов, а напротив, смело и непосредственно кладёт мазки разного цвета рядом друг с другом. Перед нами полноценный эффект разложения сложного колорита на более простые составляющие, которые мы так ценим в искусстве импрессионизма. Изображение словно рождается тут же, возникает из ничего на глазах у изумлённого зрителя.
С азартом полемиста Хогарт критиковал современников за «изображение мертвых натур», за страсть к слепому подражанию художникам . Живость и бойкость его «Продавщицы креветок», её яркий румянец и приоткрытые влажные губы, стремительный и лёгкий мазок – это настоящий вызов Хогарта статичному искусству своей эпохи.