более десяти лет отделяют четвертую симфонию от пятой, за это время разные жанровые произведения, которые наполнены драматизмом и лиризмом, свойственными его сочинениям. в пятой симфонии виден симбиоз драмы и трагедии, отступление от своего основного лирико-психологического направления, ставятся более глубокие философские вопросы, вновь открыта тема судьбы и рока, сам автор делал такие выводы: «мотив всех умствований — есть чисто личное чувство уходящей жизни и страх смерти». в данной формулировке можно увидеть, в каких тяжелых душевных напряжениях работал чайковский.
с мая по август 1888 года чайковский создает свою пятую симфонию, в период весьма напряженный для автора: это и выступления в москве, и поездка по европе с посещением музыкальных центров — лейпциг, гамбург, прага, берлин, париж, лондон, в которых чайковский даёт концерты.
премьера пятой симфонии состоялась 5 (17) ноября 1888 года в петербурге, дирижировал сам автор, отзывы критиков были не однозначны. чайковский считал пятую симфонию слабее предыдущей, а поэтому и не удавшейся, в частности из письма к н. ф. фон мекк:
сыграв мою новую симфонию два раза в петербурге и раз в праге, я пришел к убеждению, что симфония эта неудачна. есть в ней что-то такое отталкивающее, какой-то излишек пестроты и неискренности, деланности. и публика инстинктивно сознает это. мне было ясно, что овации, коих я был предметом, относились к моей предыдущей деятельности, а сама симфония неспособна увлекать или, по крайней мере, нравиться. сознание всего этого причиняет мне острое, мучительное чувство недовольства самим собою.
неужели я уже, как говорится, исписался, и теперь могу только повторяться и подделываться под свою прежнюю манеру?
фразой «под свою прежнюю манеру » чайковский дает понять, что вновь была поднята тема судьбы и рока, к которой он обращался в четвертой симфонии, поэтому душевные смятения не покидали композитора. лишь весной 1889 года, после исполнения пятой симфонии в гамбурге, композитор поменял своё мнение, признав за сочинением ряд очевидных достоинств.
ekaizer
24.05.2023
Ум. 7/7, или полное название - уменьшенный септаккорд седьмой ступени. "септаккорд" - потому что крайние звуки образуют септиму. "седьмой ступени" - потому что строится от vii ступени лада. строится любой септаккорд так: берём первую ноту (в данном случае vii ступень) и откладываем три терции вверх. давайте попробуем проделать это в гармоническом си миноре, имеющем при ключе два диеза - фа-диез и до-диез. итак, седьмая ступень ля-диез, плюс терция до-диез, плюс терция ми, плюс терция соль. получилось ля-диез - до-диез - ми - соль. как видим, крайние звуки ля-диез и соль образуют уменьшенную септиму в соответствии с названием "уменьшенный септаккорд". разрешается ум. 7/7 в тоническое трезвучие с удвоенной терцией. ля-диез идёт в си, до-диез в ре, ми в ре и соль в фа-диез. казалось бы, логичнее разрешить в тоническое трезвучие с удвоенной тоникой, но тогда получаются параллельные квинты, что в классической гармонии считается ошибкой. всё вышесказанное относится и к м 7/7 - малому септаккорду седьмой ступени. малым он называется потому, что его крайние звуки образуют малую септиму. построим его в ми мажоре, имеющему при ключе 4 диеза: фа-диез, до-диез, соль-диез и ре-диез. берём седьмую ступень и строим по терциям септаккорд: ре-диез - фа-диез - ля - до-диез. разрешение: ми - соль-диез - соль-диез - си. удачи!
dmitryshigin
24.05.2023
Роль искусства в жизни человека играет огромною роль, т.к это способ понять себя, выразить себя через то, что ты делаешь.для каждого искусство играет свою роль, но в моей жизни оно занимает 1 место.я считаю, что если бы люди занимались творчеством и раскрывали свои способности, то было бы больше любви, доброты и радости - было бы меньше войн.я желаю, что бы в мире было больше реализованных личностей, а именно - людей творческих. а они, в первую очередь - так или иначе связывают свою жизнь с искусством.
более десяти лет отделяют четвертую симфонию от пятой, за это время разные жанровые произведения, которые наполнены драматизмом и лиризмом, свойственными его сочинениям. в пятой симфонии виден симбиоз драмы и трагедии, отступление от своего основного лирико-психологического направления, ставятся более глубокие философские вопросы, вновь открыта тема судьбы и рока, сам автор делал такие выводы: «мотив всех умствований — есть чисто личное чувство уходящей жизни и страх смерти». в данной формулировке можно увидеть, в каких тяжелых душевных напряжениях работал чайковский.
с мая по август 1888 года чайковский создает свою пятую симфонию, в период весьма напряженный для автора: это и выступления в москве, и поездка по европе с посещением музыкальных центров — лейпциг, гамбург, прага, берлин, париж, лондон, в которых чайковский даёт концерты.
премьера пятой симфонии состоялась 5 (17) ноября 1888 года в петербурге, дирижировал сам автор, отзывы критиков были не однозначны. чайковский считал пятую симфонию слабее предыдущей, а поэтому и не удавшейся, в частности из письма к н. ф. фон мекк:
сыграв мою новую симфонию два раза в петербурге и раз в праге, я пришел к убеждению, что симфония эта неудачна. есть в ней что-то такое отталкивающее, какой-то излишек пестроты и неискренности, деланности. и публика инстинктивно сознает это. мне было ясно, что овации, коих я был предметом, относились к моей предыдущей деятельности, а сама симфония неспособна увлекать или, по крайней мере, нравиться. сознание всего этого причиняет мне острое, мучительное чувство недовольства самим собою.
неужели я уже, как говорится, исписался, и теперь могу только повторяться и подделываться под свою прежнюю манеру?
фразой «под свою прежнюю манеру » чайковский дает понять, что вновь была поднята тема судьбы и рока, к которой он обращался в четвертой симфонии, поэтому душевные смятения не покидали композитора. лишь весной 1889 года, после исполнения пятой симфонии в гамбурге, композитор поменял своё мнение, признав за сочинением ряд очевидных достоинств.