Термин «камерная музыка» впервые встречается в 1555 году у Н. Вичентино. В XVI-XVII веках «камерной» называли светскую музыку (вокальную, с XVII века также инструментальную), звучавшую в домашних условиях и при дворе; в XVII-XVIII веках в большинстве стран Европы придворные музыканты носили звание «камер-музыкантов» (в России это звание существовало в XVIII - начале XIX веков; в Австрии и Германии в качестве почетного звания для инструменталистов сохранилось поныне). В XVIII веке камерная музыка звучала в великосветских салонах в узком кругу знатоков и любителей, с начала XIX века устраивались публичные камерные концерты, к середине XIX века они стали неотъемлемой частью европейской музыкальной жизни. С распространением публичных концертов камерными исполнителями стали называть профессиональных музыкантов, выступающих в концертах с исполнением камерной музыки. Устойчивые типы камерного ансамбля: дуэт, трио, квартет, квинтет, секстет, септет, октет, нонет, децимет. Вокальный ансамбль, в состав которого входит приблизительно от 10 до 20 исполнителей, как правило, называется камерным хором; инструментальный ансамбль, объединяющий более 12 исполнителей, - камерным оркестром (границы между камерным и малым симфоническим оркестром неопределённы).
Наиболее развитая инструментальная форма камерной музыки - циклическая соната (в XVII-XVIII веках - трио-соната, сольная соната без сопровождения или с сопровождением бассо континуо; классические образцы - у А. Корелли, И. С. Баха). Во 2-й половине XVIII века у Й. Гайдна, К. Диттерсдорфа, Л. Боккерини, В. А. Моцарта сформировались жанры классической сонаты (сольной и ансамблевой), трио, квартета, квинтета (одновременно с типизацией исполнительских составов), установилась определённая связь между характером изложения каждой партии и возможностями инструмента, для которого она предназначена (ранее допускалось исполнение одного и того же сочинения разными составами инструментов). Для инструментального ансамбля (смычкового квартета) в 1-й половине XIX века сочиняли Л. ван Бетховен, Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон, Р. Шуман и многие др. композиторы. Во 2-й половине XIX века выдающиеся образцы камерной музыки создали И. Брамс, Э. Григ, С. Франк, Б. Сметана, А. Дворжак, в XX веке - К. Дебюсси, М. Равель, П. Хиндемит, Л. Яначек, Б. Барток и др.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Послушайте 5-ю часть (рондо) концерта а.шнитке. какие черты старинной музыки слышны в этом современном произведении?
Объяснение:
Базовый курс гармонии. Содержание
В четырехголосии трезвучия употребляются с удвоением одного из звуков. Чаще всего удваивается основной тон аккорда (прима).
В зависимости от того, какой тон аккорда находится в верхнем голосе, различают три мелодических положения трезвучия: положение примы, терции и квинты.
Расположение аккордов в фактуре бывает тесным, широким и смешанным.
Традиционно трезвучия имеют два основных расположения: тесное и широкое (лишь в особых случаях используется смешанное расположение трезвучий). Для более низкого регистра предпочтительнее тесное расположение аккорда, для более высокого – широкое.
При тесном расположении три верхних голоса находятся на соседних тонах аккорда, образуя терции и кварты. При широком – через аккордовый тон, образуя сексты и квинты:
Трезвучия в четырехголосии-1
Интервал между басом и тенором не влияет на расположение аккорда. Он может быть примой (унисоном) при широком и квинтдецимой при тесном расположении.
Как и любой другой аккорд, трезвучие может перемещаться в фактуре.