1.литавры - этот ударный инструмент древний по своему происхождению. он использовался на востоке, в африке, в древних античных цивилизациях. в европу литавры попали в средние века.
точнее, маленькие литавры, которые рыцари держали на коленях, сидя на коне, существовали давно, а вот большие пришли в xv веке через венгрию и турцию.
по виду литавры напоминают медные котлы с натянутой кожей. каждая литавра настроена на звук определённой высоты и издаёт всего один звук, который извлекается при удара палочками с войлочными наконечниками.
чтобы перестроить высоту звука литавры, надо изменить степень натяжения кожи, а это требует времени. поэтому в оркестре таких инструментов обычно бывает два. производя палочками тремоло, можно добиться эффекта грома или имитировать канонаду.
2.тарелки – этот инструмент также существовал в древневосточной и античной культуре, однако особенную популярность он приобрёл в турции. оттуда он и попал в европу в 18 веке после османских войн.
тарелки делаются из медного сплава, к ним прикрепляются специальные ремни, чтобы было удобно держать. звук извлекается стоя, скользящим косым ударом тарелки об тарелку.
часто этот эффект сопровождается ударом в большой барабан. иногда по тарелкам ударяют палочками. в симфоническом оркестре обычно используется одна пара тарелок, хотя бывают произведения, где их задействовано до трёх пар.
3.ксилофон – в переводе означает «деревянный звук». на этом инструменте звук получают в результате ударов деревянными палочками по деревянным же брусочкам разных размеров.
получается характерный звук, поэтому в оркестре ксилофон обычно используют для специального звукового эффекта в особых ситуациях, где необходим острый, щёлкающий звук.
например, в сказочной опере корсакова ксилофон появляется в эпизоде, в котором белочка грызёт золотые орешки. тембр этого инструмента связан с образами гротескными, причудливыми.
ксилофон – инструмент техничный. особенно эффектно на нём звучат быстрые пассажи, глиссандо, тремоло.
4.барабаны – бывают большие и малые. большой барабан приводится в действие палкой с колотушками с двух сторон, либо палочкой от литавр.
поначалу его использовали в основном в турецкой музыке, но затем (с 19 века) – и в звукоизобразительных целях. часто его используют «в компании» с тарелками.
малый барабан имеет струны, натянутые под кожей, и это создаёт особую трескучесть при ударе палочками. сила звука у малого барабана имеет необыкновенно широкий диапазон: от громкого, раскатистого фортиссимо до тишайшего шороха, что серьёзно расширяет возможности оркестра.
5.треугольник – этот инструмент в оркестре справедливо считается одним из самых маленьких. он представляет из себя металлический прут, который согнут по форме треугольника и подвешен на струне.
если по нему ударить металлической палочкой, то получится звук чистого, звенящего тембра. кроме обычного удара, на треугольнике можно изобразить тремоло.
этот инструмент использовался уже в 15 веке. треугольник, как и другие ударные, часто используется в турецкой музыке и вообще при создании образов востока.
6.колокольчики – это, , самый поэтичный из ударных инструментов.
поначалу это были действительно колокольчики, настроенные на различную высоту, но впоследствии их заменили металлическими пластинками, по виду напоминающими фортепианную клавиатуру и закреплёнными в деревянном ящичке.
звук извлекается ударами двух металлических молоточков. получается довольно нежный, серебристый тембр.
7.колокола – этот инструмент обычно изображает колокольный звон, что чаще всего бывает связано с оперными спектаклями («князь игорь», «борис годунов»).
основная этого инструмента – имитировать церковные колокола в симфоническом оркестре. для этого металлическим молотком, обтянутым резиной, бьют по стальным трубам, подвешенным к специальной раме.
в россии этот инструмент называется «итальянские колокола». иногда трубы заменяют металлическими пластинками.
8.бубен (тамбурин) – древний и примитивно устроенный инструмент: обруч из дерева с натянутой кожей.
по кругу обруча прицеплены всевозможные погремушки из металла, а внутри на натянутых верёвочках нанизаны колокольчики.
всё это шумит и гремит при любом движении бубна. бубен не имеет определённой высоты, его партия в нотах выписана на одной линеечке («нитке»).
способы извлечения звука на бубне довольно разнообразны: это и потряхивания, и удары по коже, и отбивание ритмического рисунка, который бывает иногда сложен, трели, тремоло и так далее, причём всё это возможно на самом различном уровне динамики.
чаще всего бубен используется для выражения образов востока и в испанской музыке.
9.кастаньеты – это слово в переводе означает «маленькие каштаны». кастаньеты – национальный испанский инструмент, его изготавливают из самшита или чёрного дерева, по форме этот инструмент похож на две раковины.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
По музыке только второе и третье