в нашей памяти неразрывно и прочно связаны два гения искусства – михаил иванович глинка и александр сергеевич пушкин. их объединило глубокое уважение к делам, мыслям и идеям друг друга, а самое главное, огромная любовь к родине, глубочайшая вера в народ. и композитор, и поэт горячо отстаивали приоритет национальной культуры.
м. глинка и а. пушкин были почти ровесники и родились в один месяц, в июне. их дружба длилась около 10 лет, до самой трагической гибели поэта. в творчестве же они оказались связанными на века.
«неиссякаемым родником» для музыки называли и называют композиторы а. пушкина. музыкальная пушкиниана насчитывает тысячи названий, а первые произведения на стихи поэта появились еще при его жизни.
особенно дорога и памятна для а. пушкина была музыка м. глинки. её венцом стала опера «руслан и людмила». опера звучит как гимн победе добра над злом, гимн прекрасному в жизни, в человеке, в природе, в любви. многие номера оперы стали мировыми музыкальными бестселлерами (марш черномора, каватина людмилы, увертюра оперы).
воплощением единства двух величайших гениев культуры стали романсы м. глинки на стихи а. пушкина, которые стали совершенным претворением в музыке жизненных впечатлений и поэта и композитора.
на протяжении всей творческой жизни м. глинка написал десять романсов на стихи а. пушкина. среди них: «признание», «я здесь, инезилья», «адель», «не пой, красавица, при мне», «ночной зефир» и др.
а. пушкина и м. глинку соединяли не только любовь к искусству, но и любовь к женщине. навеки связаны имена а. пушкина, а. керн, м. глинки и дочери а. керн – екатерины.
дважды посетило дом анны керн «чудное мгновенье»: первый – обращёнными к ней стихами а. пушкина, второй – прекрасным романсом «я помню чудное мгновенье» м. глинки, посвященный ее дочери, который называли «поэмой любви».
имена м. глинки, а. пушкина, а. керн связаны и с нашим городом.
на здании гостиницы «русь» весит мемориальная доска, которая говорит о том, что анна керн уроженка орловского края.
в орле бывали и м. глинка, и а. пушкин.
семья м. глинки провела в орле зиму 1812 года. много лет спустя композитор снова посетил орловщину. он останавливался на несколько дней в городе, а в селе сергиевском слушал знаменитый хор сергиевских мужиков, о котором восторженно отзывался и. тургенев.
в мае 1829 года орел посетил а. пушкин, направляясь из москвы на кавказ. он сделал 200 верст лишних, чтобы повидать а. ермолова.
на выставке «глинка и пушкин» представлена музыкально-нотная , записи, документальные материалы, справочники, исследования, посвященные великому композитору, основоположнику классической музыки и великому поэту, основоположнику языка.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Как на рисовать 5 симфонию прокофьева
! постараюсь !
музыка
по структуре пятая симфония — традиционный четырехчастный цикл. первая часть, воплощающая героико-эпическое начало, начинается с изложения главной партии. мелодия, исполненная простоты и благородства, разворачивается неторопливо. она станет как бы лейтмотивом всей части, носителем героической идеи. ее развитие усиливает драматические черты, нагнетает напряженность. волны этого развития приводят к небольшим (их называют «местными») кульминациям, в которых отдельные мотивы темы превращаются в призывные сигналы. широко развернутая побочная партия не противопоставляется главной, а скорее дополняет ее нотками искренней лирики. заключительная часть экспозиции состоит из двух тем — решительной, волевой, вырастающей из ритмически активных ходов главной партии, и второй — игривой, острой, привносящей в музыку элемент психологической разрядки. в разработке неуклонно нагнетается драматизм, возникают эпизоды батального характера, усиливаются героические черты. не только главная, но и побочная и даже заключительные темы приобретают действенный, активный характер и становятся как бы непосредственным образным продолжением главной. лирика переплавляется в горниле героики и в преображенном виде вливается в образный строй музыки. в репризе слышна качественно новая ступень — лирическое начало оказывается полностью подчиненным героике, достигается высочайшая степень напряжения. заключает часть поистине богатырская кода: плотная оркестровка, замедленный темп и обилие ударных музыке характер торжественной триумфальности.
во второй части, скерцо, совмещены черты токкатности и танцевального движения. его музыкальные темы пластичны и вместе с тем отмечены графической остротой контуров. на фоне остро пульсирующего остинатного движения звучит лаконичная гротескная тема. она перебрасывается от инструмента к инструменту, охватывая огромный диапазон и окрашиваясь в различные темброво-тональные цвета. к концу начального раздела скерцо она словно растворяется в ритмически по- прежнему четком, но постепенно затухающем движении струнных. средний раздел части пронизан энергией танцевального ритма. полетное движение вальса временами переходит в веселый пляс. заключительный раздел трехчастной формы — резкий контраст. в нем господствуют жесткие сухие аккорды, мрачный тембр медных инструментов. темп замедлен, словно заторможен, и все это вместе создает тревожную, порою даже зловещую атмосферу. однако постепенно эти настроения преодолеваются, основная тема становится сначала насмешливой, затем назойливой, еще через несколько тактов — лукавой и, наконец, искрометной. заканчивается скерцо темпераментной пляской, в которой, однако, слышны отзвуки зловещей бури.
третья часть — адажио — сочетает лирику, мягкую, нежную, трепетную, с патетикой, драматизмом, суровой сдержанностью. манера изложения музыкального материала, -повествовательная, объединяет разнородные образы, придавая им некую сюжетную направленность. музыка полна благородства, простоты, мужественной силы. отчетливо проступают черты раздумья, углубленной созерцательности.
финал перекликается с начальными страницами симфонии. его настроение — юношески восторженное, лучезарное. в ритме веселой пляски звучит у солирующего кларнета живая, по-прокофьевски угловатая тема. она то исчезает, то снова «выплывает на поверхность», цементируя форму. а в промежутках появляются другие образы — и лирические, и полные мужественного благородства, и лукаво-грациозные. завершается симфония потоком празднично-ликующих звучаний.