сонатная форма — наиболее развитая из всех гомофонных форм. она даёт возможность объединить самый разнообразный материал, иногда на большом временном пространстве.
отличие сонатной формы от всех других заключается в том, что развивающий раздел (разработка) является центральным по своему значению, в нём проявляется основная идея сонатной формы — конфликтность и динамика развития. ни в какой другой форме развитие не имело определяющего, «идейного» значения.
сонатная форма стала наиболее полным выражением идей европейского классицизма. в ней имеет место конфликтное сопоставление двух образов (главная партия и побочная партия), развитие конфликта в разработке и его результат в репризе и коде.
эта форма стала единственной, в которой драма была выражена чисто музыкальными средствами, без привлечения каких-либо иных (как, например, текста в опере).
нужно заметить, что сонатная форма чрезвычайно быстро достигла своих вершин (в позднем творчестве гайдна, моцарта, а впоследствии бетховена). этот процесс занял менее 50 лет. в творчестве моцарта представлено огромное количество модификаций сонатной формы. бетховен продолжил этот процесс и вывел его на новый уровень, дав толчок к последующему разрушению чистой сонатной формы и обогащению её за счёт других принципов формообразования (см. ниже). поэтому все, что будет сказано в целом о сонатной форме, относится в основном к творчеству гайдна, моцарта и бетховена.
сонатная форма, при всей её сложности, обладает большой стройностью и устойчивостью. этому она остаётся актуальной и в наше время, пережив всевозможные модификации в музыке xix и xx веков.
в обобщённом виде схема формы такова (гп — главная партия, пп — побочная партия, сп — связующая партия, зп — заключительная партия; в квадратные скобки заключены разделы, которые в различных вариантах формы могут опускаться).
Узлиян Фурсов1488
31.03.2023
23 февраля наша страна отмечает праздник дня защитника отечества. в этот день поздравляют мужчин и вспоминают героев, защищавших родину на поле битвы. кто такой защитник отечества? это настоящий мужчина – воин, храбрый и благородный рыцарь. он спасает слабых, он не дрожит перед врагом. такой человек может быть военным или полицейским. но совсем необязательно для него держать в руках оружие, потому защитник отечества может быть и врачом, спасателем или . обычно в праздник 23 февраля поздравляют мужчин. а ведь защищать родину может и женщина. знает много примеров этому. во время великой отечественной войны медсестры спасали тысячи жизней раненых бойцов. часто эти хрупкие девушки на себе выносили с поля боя раненых бойцов, здоровенных парней. и все это происходило под огнем и обстрелом врага. перечень знаменитых защитников нашей родины восходит еще к временам древней руси. наверное, первыми были три былинных богатыря – илья муромец, алеша попович и добрыня никитич. а еще наше отечество в разное время защищали полководцы александр невский, минин и , фельдмаршал кутузов, маршал жуков и другие. были и простые люди, отдавшие свою жизнь за родину или посвятившие ее служению отечеству. например, летчик николай гастелло, который во время великой отечественной войны направил свой горящий самолет на скопление врага. и, конечно, тысячи других безымянных защитников. кто-то из них стал настоящим героем, кто-то просто сделал для своего народа все, что было в его силах. и память об этих людях не забывается никогда.
сонатная форма — наиболее развитая из всех гомофонных форм. она даёт возможность объединить самый разнообразный материал, иногда на большом временном пространстве.
отличие сонатной формы от всех других заключается в том, что развивающий раздел (разработка) является центральным по своему значению, в нём проявляется основная идея сонатной формы — конфликтность и динамика развития. ни в какой другой форме развитие не имело определяющего, «идейного» значения.
сонатная форма стала наиболее полным выражением идей европейского классицизма. в ней имеет место конфликтное сопоставление двух образов (главная партия и побочная партия), развитие конфликта в разработке и его результат в репризе и коде.
эта форма стала единственной, в которой драма была выражена чисто музыкальными средствами, без привлечения каких-либо иных (как, например, текста в опере).
нужно заметить, что сонатная форма чрезвычайно быстро достигла своих вершин (в позднем творчестве гайдна, моцарта, а впоследствии бетховена). этот процесс занял менее 50 лет. в творчестве моцарта представлено огромное количество модификаций сонатной формы. бетховен продолжил этот процесс и вывел его на новый уровень, дав толчок к последующему разрушению чистой сонатной формы и обогащению её за счёт других принципов формообразования (см. ниже). поэтому все, что будет сказано в целом о сонатной форме, относится в основном к творчеству гайдна, моцарта и бетховена.
сонатная форма, при всей её сложности, обладает большой стройностью и устойчивостью. этому она остаётся актуальной и в наше время, пережив всевозможные модификации в музыке xix и xx веков.
в обобщённом виде схема формы такова (гп — главная партия, пп — побочная партия, сп — связующая партия, зп — заключительная партия; в квадратные скобки заключены разделы, которые в различных вариантах формы могут опускаться).