Речитативе и арии сусанина полностью раскрывается образ героя и патриота. речитатив сусанина "чуют правду" - образец выразительной песенной декламации глинки. речитатив основан на широких, неторопливых и уверенных интонациях песенного склада. в арии – «ты взойдешь, моя заря» господствует настроение глубокого раздумья, проникнутого сдержанным волнением и скорбью. музыка строга и сдержанна, мелодия проста и напевна. в мелодии многократно повторяются выразительные, полные теплоты интонации, характерные для лирической песни. в арии соединяются черты романса и песни. реприза более трагическая, на органном пункте, который придает траурность. кода. драматизм прорывается наружу. звучит тремоло у струнных в басах: “мой час настал, мой смертный час”. после арии звучит речитативная сцена. это – воспоминания сусанина. здесь собраны темы из других частей оперы
dbakun
30.04.2023
Вступление представляет собой завершенный период симметричного строения, в котором первое предложение движется от тоники к доминанте, а второе, наоборот, от доминанты к тонике. измененная тема вступления прозвучит далее в allegro и в первоначальном виде — в коде первой части. такая непосредственная тематическая связь между вступлением и сонатным аллегро в симфониях гайдна встречается редко.после небольшого развития темы вступления, звучащей в более высоком регистре, появляется параллельный до минор. он придает концу вступления несколько сумрачный характер, резко контрастирующий с жизнерадостно-веселой, танцевальной темой главной партии allegro. двойственное значение приобретает повторяющийся последний звук вступления соль: он является одновременно доминантой до минора и мажорной терцией ми-бемоль мажора. тональная неопределенность этого звука, задержанного ферматой, заставляет слушателя насторожиться.allegro con spirito главная партия носит народно-танцевальный характер, напоминая австрийский лендлер.обращает внимание характерный для гайдна прием, юмористический эффект: в момент тонического разрешения при окончании темы вступает forte весь оркестр (tutti).сразу же в развитии темы главной партии обнаруживается наиболее активный первый элемент темы, получающий в дальнейшем самостоятельное значение. он используется и в связующей партии.в связующей партии появляется также сильно измененная (по темпу, ритму и фактуре) тема вступления.таким образом, еще в пределах главной и связующей партии экспозиции выявляется основной принцип венского классического симфонизма: строить произведение на основе тематического развития. минимальное количество тем и максимальное использование всех их возможностей в процессе развития — таков творческий метод венских классиков, включая бетховена.побочная партия симфонии изложена в доминантовой тональности и по своему характеру не контрастирует с главной, несмотря на то, что она строится на другом тематическом материале. побочная партия также танцевальна, жизнерадостно-весела, грациозна и близка к австрийскому лендлеру. экспозиция завершается утверждением доминантовой тональности. почти вся разработка строится на развитии вычлененного первого элемента главной партии, изложенного имитационно-полифонически и проходящего через различные тональности. это придает разработке характер активный, устремленный. как и в связующей партии экспозиции, в разработке звучит преобразованная тема вступления.заключительный раздел разработки строится на развитии темы побочной партии. сначала она проводится целиком, а затем вычленяется один элемент (заключенный в 3-м такте), подвергающийся самостоятельному развитию. таким образом, в разработке использованы все три темы — вступления, главной и побочной партий.реприза несколько сокращена по сравнению с экспозицией: в ней пропущена связующая партия. сразу же после главной партии вступает побочная в основной тональности. зато тема вступления (не использованная в репризе) появляется в коде, где сначала звучит в основном виде (в том же темпе adagio и с тремоло литавр), а затем так, как в связующей партии экспозиции, но уже в основной тональности (в отличие от доминантовой тональности в экспозиции). итак, структурной особенностью первой части симфонии является то, что большое место в ее развитии занимает тема вступления.