Музыкальное воспитание и образование в Омске имеет свою богатую историю, уходящую своими корнями в XVIII столетие. Традиции музыкального образования складывались издавна как в форме частного обучения музыке, так и в качестве компонента программ различных учебных заведениях . В свете решения нашей проблемы нам интересна лишь деятельность Омского отделения Императорского Русского Музыкального общества, образованного в 1876 году одним из первых (после г.Нерчинска) в Сибири. ИРМО помимо огромной концертной и просветительской деятельности первым поставило перед собой задачу профессиональной подготовки музыкантов в Омске.
1. Что такое романс.
? В Испании, в средние века, всякое произведение, написанное на романском языке (так назывался тогда испанский), а не на латинском, официальном языке католической церкви, называли романом. Стихотворения, положенные на музыку, в отличие от латинских песнопений стали называть романсами.
Как музыкальный жанр романс со временем расширил свои рамки, наполнился любовным, шуточным, сатирическим содержанием. Потом появились разновидности романса: элегия, баллада, драматический монолог. Все они глубоко и тонко передают душевный мир человека и широкий круг явлений действительности.
Романс, как и песня, относится к жанрам вокальной миниатюры, однако ему присуща более сложная поэтическая и музыкальная образность. Романс - музыкально-поэтическое сочинение для голоса в сопровождении аккомпанирующего инструмента (рояля, арфы, гитары или камерного ансамбля). Романс никогда не поют хором, потому что в этом произведении выражаются глубоко личные чувства.
В современном понимании романс возник в начале XIX века при формировании романтизма. В это самое время в музыке происходил поворот от осмысления глобальных философских проблем в сторону личных интересов человека с его внутренним миром, полным разнообразных, а порой и противоречивых чувств. Это первое художественное мироощущение, связанное с личными переживаниями человека, не смогли бы выразить крупномасштабные жанры. Такие, как симфонии, концерты, кантаты, оратории, которые были созданы для утверждения общечеловеческих идей и истин.
Простые лирические чувства потребовали как бы уменьшения музыкальных форм. Тогда и стали возникать как инструментальные, так и вокальные миниатюры: прелюдии, ноктюрны, романсы. В них зазвучали песни птиц и биение человеческого сердца, плеск воды и шелест дубрав. Такую музыку создавали великие композиторы-романтики - Шуберт и Шуман, Шопен и Брамс, Мендельсон и Григ.
Эти образы составляют важную часть вокальной лирики и русских композиторов - Глинки, Даргомыжского, Римского-Корсакова, Чайковского, Рахманинова. Как и в песенном творчестве, огромное влияние на художественный строй романсов оказала русская поэзия. Воспетые ею русские просторы, картины природы, времена года, любовь с ее радостями и страданиями - все звучит и в романсе, все оказывается созвучным исканиям музыкантов.
Но точно так же мы можем сказать, что эти темы пронизывают все искусство: разве и в живописи не находим мы те же образы? Гремит колокольчик, мчится тройка, разливаются весенние воды, зацветает сирень – каждый из этих образов по-своему отражён во всем русском искусстве.
Внимание и любовь к окружающему миру - с этой эстетической установкой формировалась национальная композиторская школа в России. И, несмотря на свою относительную молодость (в сравнении с западноевропейской музыкальной традицией), она поражает и зрелостью чувств, и мудростью наблюдений, и отточенностью мастерства.
Романс стал неотъемлемой частью русского музыкального искусства и, может быть, даже больше, чем другие жанры, оказался созвучным духовному складу русской души. У истоков русского романса стояли А. Алябьев, А. Гурилёв и А. Варламов.
Романсы - подлинно лирические произведения, отражающие переживания, чувства, мечты человека. Все произведения, которые обращены к внутреннему миру человека, его мыслям, чувствам, стремлениям, называют психологичными. Недаром романс называют творческой лабораторией композиторов, без которой были бы неосуществимы многие их крупномасштабные замыслы: инструментальные концерты, симфонии, оперы.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Мини сочинение "зачем человеку нужна музыка" (5 предложений)