Образ царя Бориса Годунова — истинно, трагический образ. Умный, дальновидный, искренне желающий добра народу, царь Борис ненавистен народу, как носитель самодержавной власти, притесняющей и угнетающей народ, и как преступник, незаконно завладевший престолом. Драма царя Бориса показана в развитии: первое появление во второй картине пролога уже показывает сложность и внутреннюю противоречивость образа.
Небольшой монолог Бориса «Скорбит душа» раскрывает и мрачные предчувствия, охватившие его сердце, и светлые надежды на счастливое царствование. Помещенный в центре картины, между двумя торжественными хорами, монолог Бориса дает экспозицию трагического образа царя. Обращает внимание превосходная естественная декламация — основа всей характеристики образа Бориса Годунова. Патетическая мелодия, отражающая взволнованную речь, выражает все многочисленные перемены настроения, душевного состояния паря Бориса.
«Скорбит душа» типичен для характеристики Бориса Годунова, в нем намечены основные принципы музыкального развития его образа.
Наиболее многогранную характеристику образ Бориса получает во втором акте (сцена в тереме) . Эта сцена имеет сложное музыкально-драматическое построение с двумя кульминациями (два монолога Бориса) . К первой кульминации подводит сцена царя с детьми, где Борис показан с очень привлекательной стороны. Лейтмотив его любви к дочери исполнен проникновенного светлого чувства, нежного и чистого лиризма; в нем композитор раскрывает не только любовь отца, но и страдание.
После разговора с царевичем начинается монолог Бориса «Достиг я высшей власти» . Этот монолог в окончательной редакции оперы довольно существенно отличается от первоначальной редакции. Вторая редакция монолога показывает Бориса полнее и многостороннее и как политического деятеля, страдающего от нелюбви народа, и как человека, изнемогающего от укоров совести. Обе эти стороны тесно сплетены: в своем неудачном правлении Борис видит возмездие небес за совершенное преступление. В монологе Мусоргский сочетает принцип декламационного речитатива с ариоз-ным принципом, благодаря чему усиливается цельность и внутреннее единство образа и становится ярче общий величественно-трагический характер всей музыкальной характеристики Бориса.
Симфония была написана для не большого состава орекстра. Симфония как и полагается состоит из 4х частей, но в ней отсутствует обычное для симфоний медленное вступление. В этой симфонии раскрывается образ молодого человека, "современника", внутренний мир отдельной личности с глубокими и сложными переживаниями.
1 часть взволновання, прериывистая.
2 часть филисовско сострадательная, царство света и разума.
3 часть драматический менуэт, парад темных сил
4 часть борьба души со злым роком, недостижимость гармонии.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Впиши известные тебе музыкальные произведения на пейзажную тему и имена их создателей п. чайковский 6 строк э. грин 4 и .стравинский 4 м. равель 3
01. «У камелька». Январь
02. «Масленица». Февраль
03. «Песня жаворонка». Март
04. «Подснежник». Апрель
05. «Белые ночи». Май
06. «Баркарола». Июнь
07. «Песнь косаря». Июль
08. «Жатва». Август
09. «Охота». Сентябрь
10. «Осенняя песнь». Октябрь
11. «На тройке». Ноябрь
12. «Святки». Декабрь
П.И.Чайковский - Симфония №1 "Зимние грезы"
Э. Григ
Э Григ "Утро" ,." Утро в горах", "Утренняя роса" , «Весной» ,"Ноктюрн"
И.Стравинский - "Весна священная"
М. Равель «Игра воды».«Ночной Гаспар»
К.Дебюсси. "Облака". "Лунный свет"
С.Прокофьев "Вариация феи зимы"
А. Вивальди «Зима» из цикла «Времена года»