Лирические романсы Глинки — это своего рода исповедь его души. Михаил Иванович писал их на протяжении всей жизни.
В романсах Глинка обобщил и развил все лучшее, что было создано его предшественниками и современниками — авторами бытового романса.
Михаил Глинка был замечательным мастером вокального исполнения и хорошо знал возможности человеческого голоса, поэтому он сумел довести жанр романса до совершенства.
Брюллов. Портрет Глинки
Все пленяет в романсах Глинки: искренность и простота, скромность и сдержанность в выражении чувств и настроений, классическая стройность и строгость формы, красота мелодии, всегда песенной, выразительной, правдиво передающей содержание текста, и ясная красочная гармония.
Среди романсов и песен Михаила Ивановича - самые разнообразные жанры: от “русской песни”, чувствительного бытового романса (“Бедный певец”) до драматической , песенного повествования (“Ночной смотр”), от жизнерадостной застольной и “дорожной” песни до лирической “песни на воде” — баркаролы. Неповторимо своеобразны песни-танцы Глинки в ритме вальса, мазурки, полонеза, испанского болеро, наконец марша (“Прости, корабль взмахнул крылом”). Характерную особенность романсов составляет гармоничное сочетание вокальной и фортепианной партий.
Изречение, вынесенное в заголовок, принадлежит немецкому философу, большому любителю музыки Фридриху Ницше. На наш взгляд, это один из самых точных и ёмких афоризмов о музыке. Лишая себя музыки (великий мыслитель имел в виду классическую музыку), человек лишает себя многих жизненных радостей, лишает себя верного и друга. Думаем даже, что у любящих музыку жизнь интересней, богаче, насыщенней, чем у тех, кто к ней равнодушен...
Несмотря на это, интерес к классической музыке в сегодняшнем мире невысок. Во всяком случае, слушателей рок и поп музыки, значительно больше, чем слушателей музыки Баха, Бетховена или Чайковского. По подсчётам социологов сегодня любит и слушает классическую музыку от 3 до 5 % россиян. Это печально и несправедливо. Особенно печально потому, что именно классическая музыка могла бы стать важнейшим средством нравственного, эмоционального воспитания детей и молодёжи. Ведь язык эмоций — это и есть язык музыки. Изменить положение можно, только в корне перестроив всю систему музыкального воспитания. Чтобы классическая музыка вошла в жизнь каждого ребёнка с раннего детства. Но для этого нужно, чтобы не только учителя, но и родители осознали волшебную силу классической музыки, её огромные возможности в духовном воспитании человека.
Надеемся, что удивительные истории о музыке понять, что сказанное выше не пустые слова. Что музыка, действительно человеку преодолевать любые преграды, приходит на в трудную минуту, а иногда даже
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
1) на какой сюжет композиторы пишут оперы и ? 2) кто является основателем жанра в россии?
оперы Римского-Корсакова ("Снегурочка" по сказке Островского, "Садко" ),
Золушка (оп. Россини, балет Прокофьева по сказке Шарля Перро)
балеты Чайковского - "Щелкунчик по сказке Э. Т. А. Гофмана, "Спящая красавица"
"1001 ночь" - балет Амирова (по мотивам арабских сказок)
"Чипполино" - балет К. Хачатуряна (по сказке Дж. Родари)
"Петрушка"- балет Стравинского
Прокофьев-балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего»,«Сказ о каменном цветке»,опера "Любовь к трем апельсинам" (по сказке Гоцци)
Р. Щедрин - балет "Конек-Горбунок (по сказке Ершова)
По произведениям Пушкина создано более 20 опер и более :
М. Глинка «Руслан и Людмила» (опера), 1821 г.
А. Даргомыжский «Русалка», 1856 г., «Каменный гость», 1868 г. (оперы)
М. Мусоргский «Борис Годунов», 1869 г. (опера)
Н. Римский - Корсаков «Сказка о царе Салтане», 1900 (опера), «Золотой петушок», 1908 г. (опера и балет (1937) на музыку оперы), «Моцарт и Сальери», 1897 г. (опера)
П. Чайковский «Евгений Онегин», 1878 г., «Пиковая дама», 1891 г., «Мазепа», 1883 г. (оперы)
Э. Направник «Дубровский», 1896 г. (опера)
С. Рахманинов «Алеко», 1892 г., «Скупой рыцарь», 1903 г. (оперы)
Ц. Кюи «Кавказский пленник» (опера), «Пир во время чумы», 1900 г. (опера), «Капитанская дочка», 1909 г. (опера)
Р. Глиэр «Медный всадник», 1949 г. (балет)
Л. Минкус «Золотая рыбка», 1867 г. (балет)
Б. Асафьев «Бахчисарайский фонтан», 1934 г. (балет), «Барышня-крестьянка», 1946 г. (балет), «Кавказский пленник», 1938 г. (балет), «Пир во время чумы» (опера), «Медный всадник» (опера), «Граф Нулин», 1940 г. (балет), «Гробовщик», 1943 г. (балет), «Каменный гость», 1946 г. (балет)
К. Кавос «Кавказский пленник» (балет)
А. Аренский «Египетские ночи», 1900 г. (балет)
М. Чулаки «Сказка о попе и о работнике его Балде», 1940 г. (балет)
А. Лядов «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», 1949 г. (балет)
Я. Наполи «Скупой барон», 1970 г. (опера)
А. Николаев «Пир во время чумы», 1982 г. (опера), «Граф Нулин», 1983 г. (опера)
В. Кикта «Дубровский», 1984 г. (опера)
произведенимя
Гоголя, Салтыкова-Щедрина
Опера «Нос» Д. Д. Шостаковича
2,В России первый балетный спектакль состоялся 8 февраля 1673 г. при дворе царя Алексея Михайловича Его подготовил иностранец Николай Лима.
В 1731 году в Петербурге было открыто привилегированное дворянское учебное заведение — Сухопутный шляхетный корпус, где среди прочего дворянские дети учились балету.Приезд в Петербург Жана Батиста Ландэ и его преподавательская деятельность в открывшемся Шляхетском корпусе символизировали начало развития балета и в России
В 1742 году Елизавета Петровна издала указ об учреждении в Петербурге русской балетной труппы.
В 1757 году в Петербург прибыла одна из самых прославленных итальянских театральных трупп под руководством предпринимателя Дж. Локателли — ему суждена была миссия стать первым профессиональным русским оперным и балетным антрепренером — определенного разделения на оперу и балет в европейском театре ещё не было
Большую роль в развитии русского балета сыграл Воспитательный дом в Москве. Он был заложен в 1764 году по инициативе просветителя И. И. Бецкого как благотворительное закрытое учебно-воспитательное учреждение для сирот, подкидышей и беспризорников.
Важнейшим событием для русского балета стал приезд в Россию видного хореографа эпохи предромантизма Ш.Л. Дидло (работал в Петербурге в 1800–1809, 1816–1829).
В 1869 году место главного петербургского императорского балетмейстера занял Мариус Петипа. Вместе с ним русский балет получил новое развитие — в русский балет пришел реализм.
Мариус Иванович Петипа - основатель русского балета