мир человеческих чувств
содержание:
выражение темы единства природы и души человека в романсе (на примере романса «ночь печальна» с. рахманинова).роль фортепианного сопровождения в романсе.музыкальный материал:
с. рахманинов, стихи и. бунина. «ночь печальна» (слушание).характеристика видов деятельности:
самостоятельно определять характерные свойства камерно-вокальной музыки.проявлять личностное отношение, эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии.самостоятельно подбирать сходные произведения (поэзии) к изучаемой музыке.что такое музыка? ! это тихая лунная ночь; это шелест живых листьев; это отдалённый вечерний звон; это то, что родится от сердца и идёт к сердцу…
с. рахманинов
внимание к внутреннему миру человека, его счастью, мечтам, одиночеству также ярко проявило себя в романсах композиторов. редко можно встретить романс, в котором не нашли бы своего выражения человеческие переживания, раздумья, стремления.
начало хх века – время, в которое жил и творил сергей васильевич рахманинов, было переломным в россии. столкновение нового со старым во всех сферах жизни, в том числе и в искусстве, связано с событиями первой мировой войны, революционным движением. многие композиторы, поэты, художники отказывались от традиций классического искусства, искали новые выразительные средства, созвучные идеям преобразования общества.
с. рахманинова в старомодности, а он говорил: «не хочу ради того, что я считаю только модой, изменять постоянно звучащему во мне тону, сквозь который я слышу окружающий меня мир». он верил, что это не «фальшивый тон» и что рано или поздно его услышат. так и случилось. с. рахманинов искренне и взволнованно говорил своей музыкой о том, что на душе. а на душе бывало и светло, и мрачно… как в жизни.
он чувствовал красоту, величие и правду стихов поэтов, подсказанных родной природой:
чудный день! – пройдут века –также будут в вечном строетечь и искриться рекаи поля дышать на зное…
ф. тютчев
великая заслуга с. рахманинова в его напевной мелодии, рождённой сильным чувством. о мелодике с. рахманинова говорят, что она стелется, как тропа в полях, не придуманная, не навязываемая. подсказана ли она поэзией, навеяна ли симфоническим замыслом, напета ли чуткими пальцами рахманинова-пианиста, в ней всегда чувствуются плавное дыхание и естественный рисунок.
романсы с. рахманинова «сирень», «здесь хорошо», «островок» ясные, спокойные образы, полные душевности. они написаны как будто прозрачными акварельными красками.
романс рахманинова «ночь печальна» - произведение, редкое по глубине нежного чувства, по тонкости музыкального воплощения.
уже в первых строках стихотворения и. бунина звучит мотив, ставший традиционным (традиционный – сохранившийся от старины; привычный) для искусства, мотив единства природы и человеческой души. но в сравнении с «жаворонком» м. глинки он значительно усложнился. в нём показано не просто лирическое (лирический – основывающийся на нежном чувстве) чувство, а длинная цепь образов.
далеко, в глухой степи широкойогонёк мерцает одинокий.
одиночество сердца подобно огоньку, единственной живой точке посреди глухого неодушевлённого пейзажа.
в сердце много грусти и любви.
эта строка неожиданно вносит щемяще-тёплое чувство. мы лучше начинаем понимать героя, его живую печаль, обращённую в безмолвие ночной степи. и музыка – до сих пор мерно звучащая, окрашенная грустным настроением, вдруг светлеет, наполняется новым дыханием.
порыв к другому человеку, желание излить сердце вторгаются в спокойное течение музыки.
но кому и как расскажешь ты,что зовёт тебя, чем сердце полно?
вопрос, заключённый в этих строках, так и остаётся безответным. степь по-прежнему пуста, вокруг - ни души. одиночество человека сливается с печалью ночи. порыв сменяется прежним мерным звучанием, и повторение первоначальной строки «ночь печальна» у солиста звучит как тихое смирение.
однако на этой последней фразе музыка не обрывается. её поток подхватывает эту последнюю интонацию, и затем, уже до самого конца, она звучит одна, без человеческого голоса, как бы договаривая то, что невозможно выразить словами. не об этом ли писал а. фет - «что не выскажешь словами, звуком на душу »?
в романсе «ночь печальна» мы видим, какой одушевлённой становится природа, когда она близка чувствам человека. «ночь печальна» - не оттого ли она печальна, что печален человек, созерцающий её? а если бы он был весел, такой ли безмолвной и глухой показалась ему степь?
удивительная чуткость и проникновенность музыки, образная насыщенность, достигнутые композитором при экономном использовании выразительных средств, делают этот романс одним из шедевров вокального творчества рахманинова.
вопросы и :
как в романсе с. рахманинова «ночь печальна» передано состояние близости природы и души человека? подумайте, чем отличается степь в народной песне «ах ты, степь широкая…» от степи в романсеПоделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Эссе по фильму "зеленая цепочка"