Оливье́ Эже́н Шарль Проспе́р Мессиа́н (фр. Olivier Eugène Charles Prosper Messiaen [ɔliˈvje mɛˈsjɛ̃]}; 10 декабря 1908, Авиньон — 27 апреля 1992, Клиши-ла-Гаренн) — французский композитор, теоретик музыки, педагог.
ТВОРЧЕСТВО
В теоретических трудах («Техника моего музыкального языка», 1944; «Трактат о ритме», 1948) сформулировал собственные новые и сложные композиционные принципы. В сочинениях Мессиана нашли отражение теологические идеи и искания (фортепианный цикл «Двадцать взглядов на младенца Иисуса», оркестрово-хоровое сочинение «Три маленькие литургии божественного присутствия», оба — 1944), изучение традиций неевропейских культур — индийской, японской, латиноамериканской (симфония «Турангалила» и др.), увлечение орнитологией, особенно изучение голосов птиц («Каталог птиц» для фортепьяно, тетради 1—7, 1956—1958, и др.).
Первый опыт сериализма в музыке — пьеса Мессиана «Лад длительностей и интенсивностей» (фр. Mode de Valeurs d’Intensites, 1949, из цикла «Четыре ритмических этюда», Quatre études de rythme). Вся музыка представляет собой последовательность серий из определенных нот, длительностей этих нот и их же громкости — и ни один из элементов серии не может повториться, пока не проиграются все остальные. Идея была подхвачена композиторами Дармштадтской школы. В определённом смысле эта пьеса осталась в творчестве Мессиана особняком — как радикальный творческий эксперимент.
Автор монументальной оперы «Святой Франциск Ассизский» (1983). Концертировал как органист и пианист (исполнитель собственных сочинений); блестящий импровизатор. Он расширил симфонию на 10 частей
его музика
1928 — Евхаристическая трапеза (Le banquet eucharistique)
1930 — Забытые приношения (Les offrandes oubliées)
1931 — Гроб сияющий (Le tombeau resplendissant)
1932 — Гимн святому причастию (Hymne au Saint Sacrement)
1933 — Вознесение. 4 размышления (L’Ascension)
1948 — Турангалила-симфония (Turangalîla-Symphonie) с фп., волны Мартено
1953 — Пробуждение птиц (La réveil des oiseaux) с фп.
1956 — Экзотические птицы (Les oiseaux exotiques) с фп., ударными
1960 — Хронохромия (Chronochromie)
1963 — Семь хокку (Sept haïkaï) с фп.
1963 — Цвета града небесного (Couleurs de la cité céleste) с фп.
1963 — Чаю воскресения мёртвых (Et exspecto resurrectionem mortuorum) для дух. орк. и ударных
1974 — Из ущелий к звездам (Des canyons aux étoiles) с фп.
1986 — Витраж и птицы (Un vitrail et des oiseaux) с фп.
1987 — Город в вышних / Вышнеград (La Ville d’en haut) для фп., духовых и ударных
1989 — Улыбка (Un sourire)
1991 — Концерт для четырёх / Четверной концерт (Concert à quatre) для фп., флейты, гобоя и виолончели с оркестром
1992 — Озарения потустороннего / Свет нездешний (Éclairs sur l’au-delà)
Камерно-инструментальная музыка
1932 — Тема с вариациями (Thème et variations) для скр. и фп.
1941 — Квартет на конец времени (Quatuor pour la fin du temps) для скр., кларнета, влч., фп.
1950 — Чёрный дрозд (Le merle noir) для флейты и фп.
Для фортепиано
1928—1929 — 8 прелюдий (8 préludes)
1932 — Фантазия-бурлеска (Fantaisie burlesque)
1935 — Пьеса на гробницу Поля Дюка (Pièce pour le tombeau de Paul Dukas)
1943 — Рондо (Rondeau)
1944 — Двадцать взглядов на младенца Иисуса (Vingt regards sur l’enfant Jesus)
1949 — Кантейоджайя. Ритмический этюд (Cantéyodjayâ)
1949—1950 — Четыре ритмических этюда (Quatre études de rythme):
если нетак изменю
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Какая проблематика в рок-опере "звезда и смерть хоакина мурьеты"? ?
Действие переносится в 1850 год. Мальчишки-газетчики выкрикивают новости: в Калифорнии золотая лихорадка. Влекомые дальним миражом, в порт Вальпараисо со всех концов страны стекаются толпы людей, жаждущих отправиться в благодатный край, где живут сытно и в тепле. Таможенник Адальберто Рейес требует с Хуана Трехпалого кучу всевозможных справок, но бывшему шахтёру не составляет труда сагитировать ретивого служаку плыть вместе со всеми на прииски в Калифорнию добывать золото. Трёхпалый сопровождает Хоакина Мурьету, при котором он за дядьку и проводника. Этот юноша по замесу вожак, поясняет он теперь уже бывшему таможеннику. Вместе с Хоакином делил он до сей поры бедняцкую судьбу, бедняцкий хлеб и бедняцкие тумаки.
Во время пути по морю объездчик коней Хоакин Мурьета заарканил крестьянку Тересу. Тут же, на корабле происходит их свадьба.
Пока на палубе идёт буйный кутеж и грубое веселье похоже на слепой вызов смерти, из иллюминатора каюты слышится любовный диалог новобрачных, поглощённых своим счастьем.
Панорама Сан-Франциско 1850 года. В таверне «Заваруха» чуть было не происходит стычка явившихся на заработки латиноамериканцев, среди которых и Рейес с Трёхпалым, с рейнджерами в техасских шляпах, вооружённых револьверами — но на этот раз всё обходится без кровопролития.
Белокурые борзые из Калифорнии, как они себя называют, устраивают нападения на посёлки старателей. В один из таких набегов погромщики, ворвавшись в дом Мурьеты, насилуют и убивают Тересу. Вернувшись с прииска, Хоакин клянётся над безжизненным телом жены отомстить за неё и покарать убийц. С этого дня Хоакин становится разбойником.
Мурьета, скачущий на коне мщения, держит в страхе всю округу, вершит расправу над белыми гринго, творящими беззаконие и наживающимися на преступлениях. Рейес и Трёхпалый, как и некоторые другие чилийцы, решают присоединиться к грозному разбойнику, воздать возмездие за пролитую кровь братьев. Вокруг Хоакина собирается отряд мстителей.
Мурьета приносит розы покойной жене, а «Борзые» устраивают на кладбище засаду. Хоакин был безоружным, его застрелили, а потом, чтоб не воскрес, отсекли голову.
Балаганщик зазывает прохожих в ярмарочный балаган, где в клетке выставлена голова Хоакина. Мужчины решают выкрасть из балагана голову и похоронить на могиле Тересы.
Движется погребальное шествие, Трёхпалый и Рейес несут голову Мурьеты. Голова разбойника выражает сожаление, что до потомков не дойдёт вся правда о нём. Много он зла сотворил, хотя делал и добрые дела, но неизбывная тоска по убитой жене гнала его по земле, а честь его светила звездою.[2]