Зимняя Диканька в лунную ночь. Солоха охотно принимает ухаживания Беса, с которым они договариваются полетать на помеле. Бес жаждет отомстить Вакуле, сыну Солохи, за то, что тот его нарисовал так, что над ним «иногда черти хохочут сдуру». Вот он и решил нагнать бурю и тем самым задержать в доме Чуба, отца Оксаны, девушку, к которой Вакула неравнодушен, чтобы молодые не могли побыть в наедине. Он мчится за Солохой, которая оседлала помело и похищает месяц на небе. Однако никакая мгла не может остановить Чуба и его кума Панаса, задумавших посетить Дьяка и попробовать его знатной варенухи.
2 картинаОксана любуется своим отражением в зеркальце. На все горячие признания пришедшего Вакулы, капризная красавица отвечает насмешками. Вакула по недоразумению выпроваживает Чуба, сбившегося с дороги, из собственного дома, после чего Оксана и его гонит прочь, хотя ей и жаль его.
II действиеВ доме Солохи возле неё любезничает Бес, они танцуют гопака под музыку бесенят, которые вылезли из щелей в виде сверчков, паучков и тараканов. Танец прерывается стуком в дверь. Входит Голова, и Бес вынужден укрыться в мешке для угля. Позже та же ситуация повторяется со Школьным учителем и Чубом. Последним входит Вакула. Не замечая избыточного веса мешков со случайными гостями, он взваливает их на плечи и несёт в кузницу.
2 картинаКолядование молодежи в рождественскую ночь. Оксана при всех сообщает Вакуле, что пойдет за него замуж лишь в том случае, если он подарит ей черевички, которые носит сама Императрица. Вакула не в силах больше терпеть укоры любимой и решает утопиться. Он несет с собой маленький мешок, в котором притаился Бес. Парни открывают мешки, которые остались, и с удивлением и смехом обнаруживают в них Голову, Чуба и Школьного учителя.
III действие[править | править вики-текст]1 картинаГлухое место у реки. Русалки подо льдом жалуются на холод. Вакула в тяжёлом размышлениях. Неожиданно из принесенного им мешка выскакивает Бес и требует, чтобы парень отдал ему душу за Оксану. Но Вакула, изловчившись, оседлал Беса и потребовал везти его в Петербург к царице за черевичками.
2 картинаПриемная во дворце. Вакула присоединяется к запорожцам, которые в тот же день предстают перед царицей.
3 картинаВ дворцовой зале звучит торжественный полонез. Светлейший сообщает о победе русских войск. Вакула, пользуясь случаем, выпрашивает себе царицыны черевикии. После танца и гопака гости удаляются смотреть придворную комедию. Вакула же верхом на Бесе отправляется домой.
IV действиеУтренний Благовест Рождества. Солоха с Оксаной оплакивают пропавшего Вакулу. Неожиданно появляется Вакула, и, поддерживаемый молодежью, просит у Чуба руки дочери и на этот раз получает согласие. Оксана готова уже принять его и без привезенных черевичек. Все славят жениха и невесту.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
37. когда и где существовала «могучая кучка», кто входил в ее состав, кому принадлежит это название? 38. какие произведения мы называем программными? какие признаки указывают на то, что это программное произведение? несколько примеров (автор, жанр, название 39. кто из великих композиторов жил в xviii веке, в каких странах? 40. какие важные события произошли за время жизни с.с.прокофьева? 41. в какой последовательности возникли эти жанры: симфония, концертная увертюра, опера, концерт. 42. что вы знаете об антоне и николае рубинштейнах, в чем значение их деятельности для музыки? 43. назовите композиторов, в творчестве которых особое значение принадлежит полифонии. укажите, в какой стране и в какое время они жили. 44. примеры симфонических произведений, где используется хор (назовите автора, жанр, какой текст использован). 45. в чем сходство и в чем различие сонаты и симфонии? 46. в основе каких музыкальных форм лежит одна тема? 47. назовите произведения, написанные на сюжеты н.в.гоголя (автор, название, жанр). 48. какие вы знаете неоконченные произведения? почему они остались незавершенными? завершил ли их кто-нибудь? 49. назовите тембр голоса оперного персонажа черномор? какова его музыкальная характеристика? 50. назовите группы инструментов симфонического оркестра. какие инструменты используются в оркестре, но не входят ни в одну из этих групп? 51. по каким признакам можно найти начало репризы в произведении? 52. объясните термины: лейттема, каденция, речитатив, органный пункт? 53 что такое «симфоническая картина»? кто сочинял такие произведения? 54. какое произведение крупной формы входит в вашу экзаменационную программу? что вы знаете об авторе? сколько частей в этом произведении, какие в них тональности?