Диалог времён в музыке Альфреда Шнитке
Alexander I. Demchenko
Аннотация
Статья посвящена 80-летию со дня рождения выдающегося
композитора Альфреда Шнитке. он был неподражаемым
стилистом, владел виртуозным мастерством воспроизведения
любых пластов музыкальной культуры. «Землёй обетованной»
для композитора стало Барокко, жанровая модель Concerto
grosso, возрождённая им по образцам корелли и Генделя. Многократно
композитор высказывался об исключительной значимости
иоганна Себастьяна Баха, считая его центром «музыкальной
вселенной» и недостижимым идеалом. Монограмма
вАСн становится у Шнитке лейтмотивом творчества, переходя
в различных метаморфозах из сочинения в сочинение. ключевой
фигурой для него оказался Моцарт, аллюзии на стиль
венского классика возникали в произведениях Шнитке много
раз, что позволяет говорить о его моцартианстве. Реже Шнитке
испытывал потребность в обращении к стилям XIX века. Здесь
следует выделить вагнера, сурово-торжественные монументы
которому он воздвигал в своих сочинениях, хотя чаще наблюдаются
органичный вагнеро-брукнеровский синтез.
Диапазон полистилистического пространства музыки
Альфреда Шнитке оказался поистине безбрежным и столь
же впечатляющим было мастерство, с которым он оперировал
чрезвычайно разнообразным материалом. Два наиболее
примечательных образца – Первая и Третья симфонии, где
стилевой плюрализм послужил целям создания многомерной
картины мира в его настоящем и будущем. Сам композитор
видел в полистилистике «убедительное музыкальное
средство для философского обоснования “связи времён”».
Разработанная им всеобъемлющая шкала стилевых модусов
позволила установить эту «связь времён» и во всей полноте
реализовать присущее художественному мышлению второй
половины ХХ века обострённое чувство исторической памяти.
возможно, именно в этом и состояло главное творческое
завоевание Альфреда Шнитке.
Ключевые слова: музыка Альфреда Шнитке, стилевой
плюрализм, стилевые модели, моцартианство, жанровые модели
барокко, монограмма вАСн
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Тоника субдоминанта доминанта в ми минор фа мажор ре минор ре мажор си бемоль мажор
Тоника (I ступень) ; Ми
Субдоминанта (IV ступень) ; Ля
Доминанта (V ступень) ; Си
Фа-мажор
Тоника (I ступень) ; Фа
Субдоминанта (IV ступень) ; Си(b)
Доминанта (V ступень) ; До
Ре-минор
Тоника (I ступень) ; Ре
Субдоминанта (IV ступень) ; Соль
Доминанта (V ступень) ; Ля
Ре-мажор
Тоника (I ступень) ; Ре
Субдоминанта (IV ступень) ; Соль
Доминанта (V ступень) ; Ля
Си бемоль-мажор
Тоника (I ступень) ; Си(бемоль)
Субдоминанта (IV ступень) ; Ми(бемоль)
Доминанта (V ступень) ; Фа