Му́зыка Казахста́на (каз. Қазақстан музыкасы) — музыкальная культура Казахстана. До начала XX века представляла собой исключительно народное творчество, развитие музыкальной культуры началось только после Октябрьской революции и вхождения республики в состав СССР. После обретения независимости продолжилось развитие казахской музыки, ставшей частью мировой музыкальной культуры[1][2].
На территории Казахстана получила распространение самобытная музыкальная культура. Её основу составили импровизационно-эпические произведения тюркских народов, исполняемые сказителем под аккомпанемент народных инструментов: двухструнной домбры, кобыза, сыбызгы, дауылпаза. Примечательной особенностью были соревнования, устраиваемые между музыкантами. К XV—XVIII векам возникает разделение казахской музыки на песни и инструментальный жанр кюй, формируются характерные ритмические и тональные особенности. В XIX веке образуется профессиональная музыкальная традиция, которую представляют, с одной стороны, кюйши — исполнители кюев, с другой — сал-сери, особое явление в казахском обществе[3]. Первые описания казахской музыки дают восточные исследователи, актуальным произведением до сих пор остаётся «Великая книга музыки» Аль-Фараби. В XIX веке казахская музыка становится объектом интереса представителей европейской культуры: к ней обращаются музыканты и искусствоведы как соседней России, так и других стран. Российские востоковеды начинают планомерное изучение и сохранение фольклора казахов, влияние России, в свою очередь, обогащает казахскую музыку и вызывает появление новой плеяды композиторов и исполнителей. Среди них Абай Кунанбаев, Жаяу Муса Байжанов, Курмангазы Сагырбайулы, Ыкылас Дукенов[1][2].
С 1930-х годов начинается формирование профессионального музыкального искусства. В этом приглашённые из России музыкальные деятели: Евгений Брусиловский, Василий Великанов, Борис Ерзакович — которые вместе с одним из виднейших казахских музыкальных организаторов Ахметом Жубановым участвуют в создании Оркестра казахских народных инструментов, филармонии, музыкальной театральной студии (позднее — Казахский театр оперы и балета), создают и ставят на сцене первые казахские оперы. В последующие годы в Казахстан приходят новые музыкальные жанры: эстрадные песни и романсы, камерно-инструментальная, симфоническая музыка, создаются многочисленные хоры народной и советской песни. В 1939 году основан Союз композиторов Казахстана. В 1944 году в Алма-Ате открывается консерватория[1][2].
В послевоенные годы активно развивается крупная форма казахской академической музыки: появляются новые оперы, балеты, симфонии. Также плодотворно трудятся композиторы-песенники. Наиболее слабо идёт развитие камерно-инструментальной музыки, однако и в этой области появляются новые произведения. Впервые из казахской музыки выделяются уйгурская: появляются первая уйгурская опера — «Назугум» (Куддус Кужамьяров, 1956), создаются симфонические и камерные произведения[1].
В 1936 и 1958 году в Москве проводятся декады казахского искусства, во время которых демонстрируются достижения музыкальной культуры. Недели казахской музыки проходят в Татарии (1962), Армении (1968), Узбекской ССР (1960,1971). На международной арене с 1920-х годов казахских певцов представляет Амре Кашаубаев, выступавший во Франции и Германии. Его примеру позднее следуют Бибигуль Тулегенова, Роза Багланова, Роза Джаманова, Роза Рымбаева, Мурат Мусабаев, Алибек Днишев. С традиционным музыкальным творчеством зарубежных слушателей знакомит этнографический ансамбль «Сазген». Искусство казахских исполнителей: скрипачки Айман Мусаходжаевой, пианистки Жании Аубакировой — отмечено призами международных конкурсов[1][2].
В 1960—1980-х годах появляется ряд эстрадных ансамблей: «Арай», «Ариран», «Гульдер», «Дос-Мукасан», «Отырар сазы», «Яшлык» (Алма-Ата), «Алатау» (Джамбул), «Жайык кызы» (Гурьев), «Улытау» (Джезказган), «Эренгольд» (Павлодар) и др[4].
После обретения Казахстаном независимости в 1991 году музыкальное развитие продолжилось. Во Франции проводятся «Казахские сезоны», во время которых своё мастерство демонстрируют певцы и исполнители-инструменталисты. Сам Казахстан также становится местом проведения международных конкурсов. Появляются новые коллективы: Государственный оркестр «Академия солистов» (1993), камерный оркестр «Камерата Казахстана» (1998). В 1998 году открылась Казахская национальная академия музыки в городе Астана. В 2003 году состоялась премьера оперы «Махамбет» Базарбая Жуманиязова. Одновременно широко развиваются музыковедение и искусствоведение[2].
В современном Казахстане проводятся фестивали современной музыки «Менин Казахстаным» (имени Шамши Калдаякова) «Жас канат», «Азия Дауысы», «Золотой диск»[4].
В 2010 году в районном центре Толы-Синьцзян Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая 10 450 домбристов исполнили казахский народный кюй «Кенес», что было отмечено как рекорд Книги рекордов Гиннесса
Любовь к музыке проснулась у юного Сергея в возрасте пяти лет. Его учителями был целый ряд талантливых композиторов.
К десятилетнему возрасту будущий музыкальный гений уже написал две оперы и одну пьесу.
Сергей Прокофьев написал музыку к «Ромео и Джульетте», но она настолько не понравилась артистам, исполняющим роли, что из-за этого даже отменили премьеру спектакля.
За смелые и нетривиальные музыкальные решения современники прозвали его Сергея Прокофьева футуристом.
Над оперой «Война и мир» он работал почти 11 лет, то есть почти вдвое дольше, чем ушло у Льва Толстого на написание одноимённого романа.
Композитор был неравнодушен к игре в шахматы, утверждая при этом, что логические цепочки, возникающие в голове во время игры ему творить музыку.
Спустя всего пять лет после первого концерта Прокофьев отправился в тур по Европе.
О его творчестве высоко отзывался поэт Владимир Маяковский.
Первое парижское выступление композитора провалилось — критики разгромили его музыку в пух и прах, назвав «стальным трансом».
Помимо «взрослой» музыки, Сергей Прокофьев сочинял и произведения для детей. Первое из них, симфония «Петя и волк», была написана им в 1935 году.
Будучи ярым патриотом, во время своих зарубежных турне он писал, что «воздух чужбины» неблагоприятно сказывается на его творческих
Скончался Сергей Прокофьев в один день со Сталиным, из-за чего его кончина почти незамеченной для общественности. А родственникам пришлось потрудиться, чтобы организовать похороны, так как вся Москва была перекрыта милицейскими постами, а многие люди просто не работали.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Построить аккорд g moll (соль минор" , !
Я понял, что нужно тебе построить тоническое трезвучие, тонический секстаккорд и тонический квартсекстаккорд.
T53: Соль, Си(b), Ре.
T6: Си(b), Ре, Соль
T64(K64): Ре, Соль, Си(b)
Это все аккорды тонические.
Тоника строится на 1-ой ступени (главной).
Ну всё. Если есть ещё вопросы, говори!