Ноктюрны ор. 37 (опубликованы в 1840 году) носят интимно-лирический характер. Контрасты мягкие, сглаженные, что не случайно, но отражает постепенный отход Шопена от бурной романтической драматургии второго периода его творчества.
Ноктюрн g-moll (сочинен в 1838 году). В первой теме пасторального характера ощутимы интонации украинского фольклора. Эта слегка элегическая „думка" чередуется с хоральной созерцательностью средней части. Приметны натурально-плагальные обороты (такты 13-15), вариационный орнамент при повторениях. Средняя часть — пример редкого у Шопена выдержанного четырехголосия (однако свободного по голосоведению). В конце — плагальность и мажорное Повсюду своеобразное сочетание с утонченностью.
Ноктюрн G-dur (сочинен в 1839 году). Очень образно противопоставление изящной, капризной кокетливости и ласковой сердечности. Всё это на фойе покачиваний баркарольного ритма. Форма ноктюрна рондообразна (с двумя темами). Характерна избыточная деструктивная модуляционность, изменчивая, как переливы воды, как смены быстро мелькающих ощущений: в соль мажоре — лишь небольшая (примерно одна седьмая) часть ноктюрна. В тактах 1-28 модуляционная „экскурсия" G—a—G—В—Des—es—Des—b—F—a—G—f... —любопытна симметрией своих ходов. Кроме того, в данном периоде отметим мелодизацию баса. Начало второй части с его плагальностью, диатоническим обыгрыванием квинты и характерными попевками весьма народно. Дальнейшее хроматическое движение С—Е и В—D (подход к В—D через „намеки" fis-moll и as-moll) очень выразительно томительной романтикой нарастаний.
Симфония «Хроники блокады»
Борис Тищенко
Эта симфония создавалась Борисом Тищенко в 1984 году. Ее образы заставляют вспомнить о целом ряде сочинений XX века, обращенных к военной тематике – это «Военный реквием» Б. Бриттена, Седьмая симфония Д. Шостаковича, Третья симфония Б. Лятошинского и др. Название сочинения – «Хроника» – во многом определяет ее композиционный замысел. В ней нет деления на части, перед нами проносятся картины блокадных дней, с пронзительной ясностью воскрешая в памяти трагические сцены голода и нашествия фашистов. Такая композиция достигается за счет задействования огромного оркестра, большой группы ударных инструментов и различных шумовых эффектов. Это симфония аффект. Дисгармоничная и немузыкальная структура произведения передает документальность всего происходящего, исключая какую-то эмоциональную авторскую составляющую. Это выделяет симфонию на фоне других сочинений, посвященных войне и делает ее уникальной. «Хроника блокады» – это звук блокады – документ, изложенный на партитуре.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
По сольфеджио : б 3\5 , м 3\5 , м2 , б2 , м3 , б3 . от всех чёрных клавиш . заранее !
Б53=б.3+м.3:
до♯-ми♯-соль♯
ре♯-фа(x)-ля♯
фа♯-ля♯-до♯
соль♯-си♯-ре♯
ля♯-до(x)-ми♯
ре♭-фа-ля♭
ми♭-соль-си♭
соль♭-си♭-ре♭
ля♭-до-ми♭
си♭-ре-фа
М53=м.3+б.3:
до♯-ми-соль♯
ре♯-фа♯-ля♯
фа♯-ля-до♯
соль♯-си-ре♯
ля♯-до♯-ми
ре♭-фа♭-ля♭
ми♭-соль♭-си♭
соль♭-си♭♭-ре♭
ля♭-до♭-ми♭
си♭-ре♭-фа
м.2 - 2 ст., 0,5 т.:
до♯-ре
ре♯-ми
фа♯-соль
соль♯-ля
ля♯-си
ре♭-ми♭♭
ми♭-фа♭
соль♭-ля♭♭
ля♭-си♭♭
си♭-до♭
б.2 - 2 ст., 1 т.:
до♯-ре♯
ре♯-ми♯
фа♯-соль♯
соль♯-ля♯
ля♯-си♯
ре♭-ми♭
ми♭-фа
соль♭-ля♭
ля♭-си♭
си♭-до
м.3 - 3 ст., 1,5 т.:
до♯-ми
ре♯-фа♯
фа♯-ля
соль♯-си
ля♯-до♯
ре♭-фа♭
ми♭-соль♭
соль♭-си♭♭
ля♭-до♭
си♭-ре♭
б.3 - 3 ст., 2 т.:
до♯-ми♯
ре♯-фа(x)
фа♯-ля♯
соль♯-си♯
ля♯-до(x)
ре♭-фа
ми♭-соль
соль♭-си♭
ля♭-до
си♭-ре
(x) - дубль-диез.