М. глинка «руслан и людмила» (опера), 1821 г. а. даргомыжский «русалка», 1856 г., «каменный гость», 1868 г. (оперы) м. мусоргский «борис годунов», 1869 г. (опера) н. римский - корсаков «сказка о царе салтане», 1900 (опера), «золотой петушок», 1908 г. (опера и (1937) на музыку оперы), «моцарт и сальери», 1897 г. (опера) п. чайковский «евгений онегин», 1878 г., «пиковая », 1891 г., «мазепа», 1883 г. (оперы) э. направник «дубровский», 1896 г. (опера) с. рахманинов «алеко», 1892 г., «скупой рыцарь», 1903 г. (оперы) ц. кюи «кавказский пленник» (опера), «пир во время чумы», 1900 г. (опера), «капитанская дочка», 1909 г. (опера
yfetyukov
08.05.2020
Арфа – самый старинный щипковый струнный музыкальный инструмент. арфа имеет треугольную форму, состоит из резонансного ящика, узкой деревянной рейки с отверстиями для струн, переднего бруса в виде колоны, а также верхнего корпуса с колками для крепления и настройки струн. от охоты до искусства существуют различные легенды, в которых сказано, что первый струнный музыкальный инструмент, которому в дальнейшем появилась и арфа, и все другие струнные инструменты, был изготовлен из обычного охотничьего лука. первобытные люди заметили, что сила натяжения тетивы влияет на ее звучание, тогда один мастер по изготовлению луков привязал к одному луку несколько «струн», различные по высоте звуки. изображения арфы из лука присутствуют не только в культурах древней греции, египта и рима, но и в раскопках шумерской эпохи, что свидетельствует о зарождении музыкальной культуры наравне с зарождением самого человечества. древняя египетская арфа в древности арфы были различных форм и размеров. самыми лучшими считались египетские арфы, а само название музыкального инструмента переводится как «прекрасное». арфы в египте украшались дорого, они покрывались золотом и серебром, усыпались драгоценными камнями и украшались слоновой костью. в средние века арфа использовалась в церквях, монастырях и соборах. ученые монахи не только писали произведения для арф, но и заносили писания об инструменте в свои описи. появление арфы в европе в европе арфа появилась в viii веке. первыми оценили музыкальный инструмент бродячие, цирковые артисты, которым нужен был компактный аккомпанемент, подходящий для выступлений. в xv-xvii веках появились большие напольные арфы. в дальнейшем последовали ее преобразования, целью которых было расширение диапазона. появлялись даже арфы с двумя струн – для правой и левой руки. просуществовала такая модель недолго. вместе с внешними преобразованиями происходит и расширение границ применения инструмента. теперь его используют в хоровых и оркестровых произведениях. чтобы добиться невероятного перехода звучания, используют сразу несколько арф в одном произведении. в 1660 году было изобретено приспособление в виде механики с ключами, позволяющее натягивать и отпускать струны арфы, меняя при этом высоту звука. этот механизм был не особо удобным, поэтому в 1720 году появился механизм с педалями, который изобрел якоб хохбрукер. педали действовали как проводники, влияя на крючки, которые в свою очередь прижимали струны. в 1810 году французским мастером себастьяном эраром была придумана новая модель «двойной арфы». данный инструмент был способен звучать во всех тональностях и стал новым словом в мире музыки. именно механизм, придуманный эраром, встречается и в современном инструменте. себастьян эрар в россии арфа появилась в xviii веке и сразу же получила самое широкое распространение. инструмент используется не только для выступлений, но и для музицирования. великие российские поэты и композиторы воспевали арфу в своих бессмертных произведениях как наиболее изящный и мелодичный инструмент.