Фортепьянная музыка - это огромная область музыкальной культуры. Началом ее создания можно считать вторую четверть XVIII века, когда появилась новая конструкция клавишно-струнного инструмента - фортепиано. До тех пор пока она была несовершенна, произведения, появившиеся для исполнения на фортепиано, мало чем отличались от тех, что писались для клавира и клавесина, и могли исполняться на любом из этих инструментов. К концу XVIII века фортепиано с его совершенно новыми возможностями для исполнителя вытеснило все другие виды клавишно-струнных инструментов. В то же время клавирная и клавесинная музыка не была забыта, потому что многое из нее прекрасно звучало на фортепиано, нисколько не теряя в выразительности. Вскоре фортепиано становится инструментом для быстрого музицирования. Выразительные и виртуозные возможности фортепиано как концертного инструмента ярко проявились в блестящих пьесах разных жанров (рондо, вариации, концертино) . Чтобы их исполнять, нужны немалые профессиональные навыки. Наиболее яркое из достижений фортепианной музыки конца XVIII столетия - это сонаты И. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена. Фортепианные сонаты Бетховена - произведения, по технике и приемам исполнения, предназначенные именно для этого инструмента, ни на клавесине, ни на клавире сыграть нельзя. В это время сочиняются и разнообразные миниатюры (танцы, багатели, марши) . Истинный расцвет фортепианного искусства связан с периодом романтизма. Прежние известные жанры переосмысливаются, часто превращаясь в нечто иное: прелюдия становится самостоятельной поэтической миниатюрой; романтическим содержанием и образами насыщаются жанры фантазии, вариации, сюиты; трансформируются соната и фортепианный концерт. Появляется и совсем новые, чисто романтические жанры: музыкальные моменты и экспромты, ноктюрны и , транскрипции для фортепиано оркестровых сочинений и песни без слов. Многие произведения романтиков - Ф. Листа, Ф. Шопена, Р. Шумана и др. - являются программными. Наличие программы как расшифровки содержания меняет отношение к крупным фортепианным произведениям, а миниатюры складываются в циклы. Русские композиторы обратились к фортепианной музыке не сразу. Истинный расцвет русской фортепианной школы приходится на последнюю четверть XIX века, когда писали П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин. Большой вклад в расширение образной палитры фортепиано внесли С. И. Танеев, А. К. Лядов, А. С. Аренский. XX век научил звучать фортепиано по-новому. В образах фортепианной музыки появились острые, жесткие ритмы, сложная мелодика, новые пианистические приемы. Большое место в фортепианной музыке занимает жанр сонаты (С. С. Прокофьев, Н. К. Метнер, Н. Я. Мясковский, Д. Д. Шостакович) , но теперь количество частей зависит от замысла композитора, а содержание - самое разнообразное - от трагедийного до саркастического. Созданы циклы миниатюр, объединенных программой (Б. Барток, В. Лютославский, К. Дебюсси, М. Равель) . По-прежнему широко применяются жанры фантазии, рапсодии, сюиты, концертино. Особый жанр фортепианной музыки - концерт с оркестром, где виртуозные особенности фортепиано выступают с особой силой.
vaskravchuck
28.04.2023
Литература: "Песня о Купце Калашникове..." Лермонтов поэма "Мцыри" он же былина "Садко" сказка - что тебе рассказывали на ночь? пойдёт что угодно: три поросёнка, репка и даже курочка ряба... :D
музыка: Бородин, опера "Кнаязь Игорь", песня половецких девушек... (русские народные тоже подойдут сюда) Скрябин поэма "Прометей" былины исполнялись на Руси Боянами (Баянами) и относились к синкретическому жанру (т е ещё не разделённым на музыку и литературу, а являвщуюся единым музыкально-литературным произведением). см литературу выше про былины. Римский-Корсаков написал муз-вариант "Сказки о царе салтане..."
Kuzina Sergeevna
28.04.2023
Для русских композиторов романс стал сферой воплощения самых сокровенных переживаний, искренних чувств и потаённых дум. Романс стлал выражением своих чувств. Не отличался своей сложной мелодией, а ценился напевностью. Ласковый, нежный, тягучий, лирический, его легко исполнять. Первыми наиболее известными в России композиторами, которые писали романсы это Варламов, Алябьев и Гурилев. После того, как мы прослушаем романс, почти у каждого в голове возникнет какое нибудь воспоминание или грёза. Наши мысли становятся по настроению музыки. Если мелодия грустная, то обязательно вспомнился что-то такое же. А если романс о любви, то может вспомнился прогулка с любимым или первый поцелуй... Музыка любая очень влияет на душевное состояние человека, и только бесчувственный пенек не сможет ничего понять, когда услишит завораживающую мелодию. В грамматике я не супер мастер, могут быть ошибки. Если найдёте, я заранее извиняюсь. Надеюсь нормально насочиняла, не судите строго.