романтизм (франц. romantisme,от romant- роман) — идейно-художественное и эстетическое направление в европейском искусстве на рубеже 18-19 в.в. возникновение романтизма было обусловлено глубоким разочарованием в итогах великой французской революции 1789—1794 гг., в идеологии просвещения и буржуазном прогрессе.
ведущим принципом романтизма, его мировоззрением становится резкий конфликт между реальной действительностью и мечтой. действительность, пронизанная духом мещанства, низка и бездуховна, и достойна только отрицания. мечта — это нечто прекрасное, совершенное, но недостижимое и непостижимое разумом.
прозе жизни романтизм противопоставил прекрасное царство духа, «жизнь сердца». романтики верили в то, что чувства составляют более глубокий пласт души, чем разум.
именно музыка, которая в силу своей специфики наиболее полно выражает движения души, в эпоху романтизма заняла ведущее место в системе искусств.
если в и живописи романтическое направление в основном завершает свое развитие к середине xix столетия, то жизнь музыкального романтизма в европе гораздо продолжительнее. в музыке романтизм сформировался в 1820-х гг. и сохранял свое значение вплоть до начала 20 века.
музыка романтизма имела множество ответвлений и национальных школ, но оставалась единой в главном – в стремлении запечатлеть внутренний мир человека, передать порывы его души и боль сердца. интерес композиторов к разнообразным эмоциональным состояниям, тонким нюансам чувств и переживаний способствовал обновлению музыкального языка. более красочными стали тембры и гармонии. изменилась мелодия: в ней часто слышны интонации поэтической речи и уже нет той строгой завершенности, что присуща темам венских классиков.
композиторы-романтики возвысили программную музыку (это род инструментальной музыки, имеющей пояснение, раскрывающее ее содержание). в эпоху романтизма на язык «чистого симфонизма» были «переведены» многие шедевры мировой – сочинения данте, гёте, шекспира, байрона.
в музыке романтизм стал ярко проявляться с середины 1810-х годов, еще в поздний
период жизни и творчества последнего великого композитора-классика людвига ван бетховена. с этим
периодом совпал расцвет творчества первого великого композитора-романтика франца шуберта.
это совпадение свидетельствует о тесной преемственной связи между классическим и романтическим
музыкальным искусством. вместе с тем между великим бетховенским и шубертовским наследием
существуют важные различия, основное - особый акцент в романтической музыке на воплощении
мечтательных лирических и взволнованных лирико-патетических образов и настроений.
основными представителями романтизма в музыке являются:
в австро-венгрии: франц шуберт и ференц лист, а также поздние романтики — антон брукнер и густав малер; в германии: иоганнес брамс, эрнест теодор гофман, карл мария вебер, рихард вагнер, феликс мендельсон, роберт шуман, людвиг шпор; рихард штраус; в италии: никколо паганини, винченцо беллини, джоакино россини, ранний джузеппе верди; во франции: жорж бизе, д. ф. обер, гектор берлиоз, дж. мейербер и представитель позднего романтизма сезар франк; в польше: фредерик шопен; в норвегии: эдвард григ; в финляндии: ян сибелиус;· в россии в русле романтизма работали александр алябьев, михаил глинка (опера «руслан и людмила», и романсы композитора на стихи поэтов "ночной смотр", "сомнение", "я помню чудное мгновенье", "вальс-фантазия"), александр даргомыжский, милий , н. а. римский-корсаков, мусоргский, бородин, цезарь кюи, петр ильич чайковский.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Как сдать анализ произведения по муз тоесть если ты вокалист то брать оперу и разбирать?