музыка к трагедии гёте «эгмонт» была закончена бетховеном два года спустя после создания пятой симфонии, в 1810 году. увертюра — первый из девяти номеров этой музыки. трагедия привлекла бетховена своим героическим содержанием. события «эгмонта» относятся к xvi веку, когда народ нидерландов восстал против своих поработителей — испанцев. борьбу народа возглавил граф эгмонт, смелый и мужественный человек. эгмонт гибнет, но народ завершает начатое им дело. восстание закончилось победой в 1576 году. а в 1609 году было заключено перемирие, по которому испания признала независимость части нидерландов.
увертюра «эгмонт» — произведение одночастное. если в пятой симфонии «события» развертывались на протяжении четырех частей, то в увертюре бетховен сумел показать основные моменты развития трагедии в сжатой форме. о программном замысле симфонии мы могли лишь догадываться — в «эгмонте» оно определено содержанием произведения гёте.
увертюра начинается медленным вступлением . как и в «патетической сонате», здесь даны две резко контрастные темы. первая из них, аккордовая, звучит торжественно, властно. низкий регистр, минорный лад ей мрачную, зловещую окраску. в оркестре ее исполняют струнные инструменты. медленный темп, характерный ритм темы напоминают величавую поступь сарабанды:
вторую тему «запевает» гобой, к которому присоединяются другие деревянные духовые инструменты, а затем и струнные. в основе мелодии лежит выразительная секундовая интонация, которая придает ей скорбный характер. тема воспринимается как просьба, жалоба:
зная содержание трагедии гёте, можно с определенностью говорить о воплощении здесь образов двух враждебных сил: угнетателей-испанцев и под их властью нидерландского народа. борьба этих сил составляет основу трагедии гёте, развитие соответствующих музыкальных тем является содержанием увертюры.
как обычно, увертюра написана в форме сонатного аллегро. главная партия имеет волевой, героический характер. она изложена в фа миноре. сила и энергия ее постепенно возрастают. вначале она звучит в нижнем регистре у виолончелей и других струнных инструментов piano, затем подхватывается всем оркестром fortissimo:
ход на секунду в начале мелодии раскрывает родство главной партии со второй темой вступления — темой «страданий» народа. ее героический характер говорит уже не о покорности, а о возмущении нидерландцев и восстании их против поработителей.
побочная партия также тесно связана с музыкой вступления, она совмещает в себе черты обеих его тем. в первой фразе — аккордовой, тяжеловесной — без труда можно узнать тему «поработителей». изложенная в мажоре (ля-бемоль мажор), она звучит теперь не только торжественно, но и победно. и здесь эта тема поручена струнным инструментам. тихое звучание деревянных духовых инструментов во второй фразе роднит побочную партию со второй темой вступления:
мужественная и решительная заключительная партия завершает экспозицию.
разработка невелика. в ней как бы продолжается сопоставление контрастных тем вступления, «борьба» обостряется. на робкие «просьбы» каждый раз следует неумолимый и жестокий «ответ». многократное повторение мелодии начала главной партии каждый раз завершается двумя отрывистыми и резкими :
но «борьба» на этом не заканчивается. в конце репризы она разгорается с еще большей силой. тема «испанских поработителей» звучит здесь особенно непреклонно и яростно, и еще более жалобно и умоляюще — тема народа. неравный поединок внезапно обрывается. реприза заканчивается рядом выдержанных, тихо и печально звучащих аккордов. бетховен хотел, очевидно, передать здесь последнюю жестокую схватку народа с врагом и гибель героя, эгмонта.
увертюра заканчивается большой кодой , в которой показан итог борьбы. ее торжественный и ликующий характер говорит о победе народа:
начало коды напоминает гул приближающейся толпы, который быстро нарастает и выливается в поступь грандиозного массового шествия. звучат призывные возгласы труб и валторн, а в конце увертюры флейты пикколо. как и пятую симфонию, бетховен заканчивает- минорную увертюру в одноименном мажоре.
интерес бетховена к судьбам народов, стремление в своей музыке показать «борьбу» как неизбежный путь к достижению цели и грядущую победу — основное содержание героических произведений композитора, в том числе «патетической сонаты», пятой симфонии, увертюры «эгмонт». именно поэтому среди всех композиторов прошлого бетховен особенно близок нам, советским людям.
Музыка современного Узбекистана имеет очень долгую и богатую историю[3]. Считается, что Шашмаком, среднеазиатский стиль классической музыки, возник в городах Бухара и Самарканд в конце XVI века. Термин «шашмаком» переводится как шесть макамов и относится к структуре музыки с шестью разделами в разных ладах, аналогично классической персидской традиционной музыке . Интерлюдии устной суфийской поэзии прерывают музыку, обычно начинающуюся с низкого регистра и постепенно поднимающуюся до кульминации, прежде чем успокоиться до начального тона.
После того, как Туркестан стал частью Российской империи в XIX веке, были предприняты первые попытки записать национальные мелодии Туркестана. Русские музыканты сохранить эти мелодии, введя музыкальную нотацию в регионе.
В 1950-х годах узбекская народная музыка потеряла популярность, а Советский Союз запретил этот жанр. Хотя народные музыкальные группы были запрещены, они продолжали играть свою музыку по-своему и распространять её в индивидуальном порядке[4]. После обретения Узбекистаном независимости от СССР, в начале 1990-х годов общественный интерес к традиционной узбекской музыке возродился. В настоящее время узбекские телерадиокомпании регулярно играют традиционную музыку.
Народный артист Узбекистана Тургун Алиматов — узбекский композитор классической и фольклорной музыки, а также исполнитель танбура, дутара и сато . Его сочинения включают «Сегах», «Чоргох», «Бузрук», «Наво» и «Тановар». Его образ связан с национальной гордостью и был представлен миру как символ узбекской классической музыки[5].
Другой известный узбекский композитор — Мухаммаджон Мирзаев. Его самые известные сочинения включают «Бахор вальси» («Весенний вальс») и «Сарвиноз». «Бахор вальси» звучит на узбекских телерадиоканалах каждую весну.
Шерали Джораев — певец традиционной узбекской музыки. Тем не менее, узбекское правительство запретило его выступления на узбекском телевидении и публичные выступления с 2002 года.[6][7] Он до сих пор выступает на узбекских свадьбах и в других странах, чтобы завоевать популярность.
В последние годы такие певцы, как Юлдуз Усманова и Севара Назархан, представили узбекскую музыку мировой аудитории, смешав традиционные мелодии с современными ритмами и инструментами.[2] В конце 2000-х годов Озодбек Назарбеков смешал современную музыку с элементами традиционной узбекской музыки.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Вчем схожесть романса и песни и чем они отличаются?