Билет №6
Модест Петрович Мусоргский
(1839 - 1881)
Входил в состав «Могучей кучки».
Родился в селе Карево Торопецкого уезда Псковской губернии в семье помещика.
Мать преподавала ему фортепиано.
В Петербурге:
- Петропавловская школа;
- Школа Гвардейских подпрапорщиков;
В 1857 году знакомится с Даргомыжским, Балакиревым. Начинается тесная дружба с этими композиторами.
В 1858 году Мусоргский уходит в отставку и полностью посвящает себя музыке.
В 1863 году работает над своей первой оперой «Саламбо».
В 1867 году создает симфоническую картину «Иванова ночь на Лысой горе. Сочиняет песни «Каллистрат», «Колыбельная Еремушке».
В 1869 году заканчивает партитуру оперы «Борис Годунов», но театральный комитет ее отстраняет из-из смелых замыслов композитора. Но в 1874 году опера состоялась с большим успехом.
1878 г. - пишет романс «Без солнца», «Песни и пляски мира, песню-пляску «Трепак».
В 1872 году начинал писал оперу «Хованщина» но не успевает, в 1881 году композитор скончался. За него оперу дописывает Н.А. Римский-Корсаков.
Й. Гайдн. Симфония №103.
«С тремоло литавр»
Состав оркестра: 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 валторны, 2 трубы, литавры, струнные.
Симфонию №103 Гайдн написал в 1795 году. А премьера состоялась 2 марта 1795 года.
Ярким примером симфонического цикла в творчестве Гайдна является одна из «Лондонских симфоний» - Симфония № 103 ми бемоль мажор. Композитор открывает её ярким приёмом – тремоло (от итал. tremolo - дрожащий) литавр, отсюда и название «Симфония с тремоло литавр». Как и положено, в этом произведении четыре части.
Первая часть симфонии открывается медленным вступлением, оттеняющим весёлое и стремительное allegro. Композитор начинает симфонию дробью литавр, напоминающей раскаты грома.
Состоит симфония, как говорилось из 4 частей:
♪1. Adagio - Allegro con spirito - сонатная форма с монотематической экспозицией
♪2. Andante più tosto Allegretto - двойные вариации
♪3. Menuet - Trio - менуэт в стиле барокко
♪4. Finale. Allegro con spirito - сонатная форма с рондо.
В финале произведения возникает картина народного праздника, для воплощения которого Гайдн мастерски объединяет принципы сонатной формы и рондо.
Билет №8
М.И. Глинка.
(1804 - 1857)
Родился в селе Ново
Дома у родных Глинки часто звучала музыка. Глинка в детве был очень слабым и болезненным ребенком.
Глинка учился игре на скрипке одного из крепостных музыкантов. В 1825 году пишет романс «Бедный певец» и элегию «Не искушай».
В 1830 году Глинка уезжает за границу.
1834 г. - Глинка возвращается обратно в Россию и начинает писать патриотическую оперу «Иван Сусанин».
27 ноября 1836 года состоялась премьера оперы на сцене Большого театра в Петербурге. После оперы «Иван Сусанин» Глинка начинает работу над оперой «Руслан и Людмила».
Опера «Руслан и Людмила2 М.И. Глинки - первая русская сказочно-эпическая опера.
С творчества Глинки начался классический период русской музыки. Он первый из русских композиторов достиг высшего, до того времени мастерства в сочинение музыки. Он доводит до совершенства существующие в то время жанры.
Основные произведения:
- опера «Иван Сусанин»;
- опера «Руслан и Людмила».
Сочинил 80 романсов и песен.
Симфонические увертюры:
- «Вальс-фантазия»;
- «Камаринская»;
- «Ночь в Мадриде»;
- «Арагонская охота».
Глинка умирает в 1857 году в Берлине.
Л. Бетховен. Соната №8. (патетическая)
Патетика - возвышенный, взволнованный, страстная.
Тональность - до минор.
Соната №8 Людвига ван Бетховена была написана в Вене в 1798-1799 годах. Бетховену тогда 29 лет, и уже тогда он замечал за собой первые признаки глухоты.
Впервые опера была опубликована в 1799 года под названием «Большая патетическая соната». И посвящена она была Карлу Лихновскому, одному из венских покровителей Бетховена.
Соната состоит из 3 частей.
- 1 часть - важная, тяжеловесная;
- 2 часть - медленная, спокойная;
- 3 часть - рондо.
В первой части - Судьба и человек. Между ними идёт страстный диалог, в душе у человека идёт напряжённая борьба - борются слабость и воля к победе над своей Судьбой.
Во второй части - Природа и человек. Отдых на лоне природы. Природа и человек сливаются воедино, в душе человека крепнут героические чувства.
В третьей части - эмоции поэтической печали (оминоренная народная песня), журчание воды, народный танец, сцена грозы с громом и сверкающими молниями. Жизнь многообразна, решение принято: человеку нужно быть сильным, волевым и бороться со своей Судьбой.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Нужна ифа об авторской песне : ) желательно на страницы 2 )
Поначалу основу жанра составляли студенческие и туристские песни, отличавшиеся от «официальных» (распространявшихся по государственным каналам) доминирующей личностной интонацией, живым, неформальным подходом к теме. Отдельные произведения жанра появились ещё в 1930-х (сочинённые П. Коганом и Г. Лепским романтические песни, самой известной из которых стала «Бригантина» , а также ранние песни М. Анчарова) . Чаще всего (хотя и не всегда) авторы песен этого жанра являются одновременно авторами и стихов, и музыки — отсюда и название.
В начале 1950-х мощный пласт авторских песен появился в студенческой среде, в частности, на биологическом факультете МГУ (известнейшими авторами этой плеяды стали Г. Шангин-Березовский, Д. Сухарев, Л. Розанова) и в Педагогическом институте им. Ленина (Ю. Визбор, Ю. Ким, А. Якушева) . Широкую популярность приобрела авторская песня в середине 1950-х, с появлением магнитофона. В это время начали систематически сочинять песни Б. Окуджава и Н. Матвеева.
Позднее, в 1960-х и 70-х, классиками жанра стали В. Высоцкий, А. Галич, В. Туриянский, В. Берковский, С. Никитин, А. Городницкий, А. Крупп, Е. Клячкин, Ю. Кукин, А. Мирзаян, В. Бережков, В. Матвеева, В. Луферов, П. Старчик, А. Суханов, В. Долина, А. Дольский, в 80-х и 90-х к ним добавились М. Щербаков и творческий дуэт Алексея Иващенко и Георгия Васильева («Иваси») . К авторской песне также примыкает творчество Т. Шаова и группы «Blues-Собеседник» .
Ряд песен А. Галича («Мы не хуже Горация» , «Я выбираю свободу» ) и Ю. Кима («Подражание Высоцкому» , «Адвокатский вальс» ) были прямо посвящены советским диссидентам.
Важное место в творчестве многих бардов занимала тема Великой Отечественной войны. При этом, в отличие от героического пафоса песен «официальной культуры» , в авторской песне на первое место выходил «человеческий аспект» войны, причинённые ей страдания, её античеловечность («До свидания, мальчики! » Б. Окуджавы, « о вечном огне» А. Галича, «Так случилось, мужчины ушли» В. Высоцкого и многие другие песни) . Авторская песня
Авторская песня, или Бардовская музыка — песенный жанр, возникший в середине XX века в СССР. Жанр вырос в 1950-60-е из художественной самодеятельности, независимо от культурной политики советских властей, и быстро достиг широкой популярности. Авторская песня исполняется автором-исполнителем, обычно под одну акустическую гитару. Основной упор делается на поэтичность текста.