Михаил Иванович Глинка - основоположник русской музыкальной классики.
Это хрестоматийное определение как-то стерлось и потускнело от частого употребления. Иной раз даже может возникнуть сомнение: а так ли оно точно? Разве в России до Глинки не было мастеров, которых мы подчас заново открываем? Оперы Бортнянского и Пашкевича с успехом идут в московском Камерном музыкальном театре, а хоровые шедевры русских мастеров-распевщиков XVI и XVII веков, имена которых ранее были известны только знатокам, украшают программы концертов, фестивалей, конкурсов.
И все-таки место Глинки - особое. В его творениях нам слышен и голос самого художника, и голос времени- самые яркие и лучшие черты которого он уловил и запечатлел. Время это было трудное и сложное - время великих надежд и великих разочарований. Два события определили его облик. Первое - победоносная воина с Наполеоном, в которой русский народ показал и воинскую доблесть, и невиданную силу духа, Она пробудила в лучших умах России уверенность в том, что такой народ сумеет уничтожить или хотя бы обуздать самовластье и добиться свободы. Здесь лежали корни второго события - восстания декабристов. закончившегося трагедией на Сенатской площади, казнью или ссылкой честных и благородных людей России.
Но наперекор историческим испытаниям именно тогда, в первой половине XIX века, Россия выдвинула плеяду талантливых людей, уверенно поставивших ее молодое искусство в один ряд с уже зрелыми национальными школами. Современниками Глинки и почти его ровесниками были Пушкин. Гоголь. Баратынский, Тютчев. Девятью годами старше- Грибоедов, десятью моложе - Лермонтов. Им на смену пришли младшие современники, первые успехи которых совпадают с годами полного расцвета творчества Глинки: Некрасов, Достоевский, Тургенев, Лев Толстой.
Разные характеры, разные таланты, разные судьбы. И все же - это единая национальная русская школа. Их объединила прежде всего вера в созидательный дух народа н стремление прикоснуться к живому источнику его искусства - отражению "чаяний и ожиданий народных", как много лет спустя назвал русскую песню В. И. Ленин. Вспомним и слова Глинки: "Создаем не мы, создает народ, а мы, художники, только записываем и аранжируем". Слова эти относятся не только к музыке. Разве не народом создан характер главного героя оперы Глинки - Ивана Сусанина? Но композитор первый - и не только в опере, а вообще в театре - поставил крестьянина-героя в центре трагического конфликта. Это определило и музыкальные особенности.
Потому и удалось Глинке в своей опере "возвысить народный напев до трагедии", как выразился его современник и друг Одоевский.
Произведения Глинки, в которых и нравственные, и эстетические идеалы русского искусства выражены в прекрасной художественной форме, стали первыми образцами русской музыкальной классики. О знаменитой глинкинской "Камаринской" Чайковский однажды сказал крылатую фразу: "В ней, как дуб в желуде, заключена вся русская симфоническая музыка". Таким же "желудем" или зерном, из которого выросла вся русская оперная классика, стали и оперы Глинки. Первая из них - "Иван Сусанин" - определила путь русской исторической оперы от "Псковитянки" Римского-Корсакова и "Бориса Годунова" Мусоргского до "Войны и мира" Прокофьева. А вторая - "Руслан и Людмила" -- стала родоначальницей и всей "русской музыки о Востоке" (по выражению академика Асафьева) , и музыки всяческих сказочных волшебств и очарований в творчестве Римского-Корсакова, Бородина, Балакирева. Самые большие музыканты нашего времени не раз признавались, что как бы хорошо они не знали музыку Глинки, но слушая ее снова и снова, они всякий раз открывают в ней что-то новое и не устают учиться.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Какая фамилия у офицера возглавшився команды зажигательных судов? 7 букв! 20
_