Николаевна
?>

Что относится к программной и не программной : симфоническая сказка петя и волк, вступление к опере садко, рассвет на москве реке вступление к опере хованщина, картинки с выставки, симфоническая поэма море, океан море синее вступление к опере римского, сюита пер гюнт, ромео и джульетта, увертюра эгмонт на завтра плищ

Музыка

Ответы

Васильева-Александрович

ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА - ЭТО МУЗЫКА, В ОСНОВЕ КОТОРОЙ ЛЕЖИТ ПРОГРАММА, Т.Е. КОНКРЕТНЫЙ СЮЖЕТ. ПОЭТОМУ ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА СЛЕДУЮЩАЯ:

1.ПРОКОФЬЕВ.СИФОНИЧЕСКАЯ СКАЗКА "ПЕТЯ И ВОЛК"

2.Э.ГРИГ СЮИТА "ПЕР ГЮНТ"

3.Л.ВАН БЕТХОВЕН УВЕРТЮРА "ЭГМОНТ"

4..М.МУСОРГСКИЙ "КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ

5.М.МУСОРГСКИЙ ВСТУПЛЕНИЕ К ОПЕРЕ "ХОВАНЩИНА" РАССВЕТ НА МОСКВЕ -РЕКЕ.

6.М ГЛИНКА ВСТУПЛЕНИЕ К ОПЕРЕ САДКО "ОКИАН -МОРЕ СИНЕЕ"

7.П.И.ЧАЙКОВСКИЙ УВЕРТЮРА -ФАНТАЗИЯ "РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА"

8.ИМФОНИЧЕСКАЯ ПОЭМА "МОРЕ"

Акоповна

Цикл «Песнопения и молитвы» — произведение, занимающее особое место в творчестве Георгия Свиридова, волею судеб оказавшееся его последней работой. Это сочинение стало не только фактическим завершением творческого пути композитора, но и логическим итогом целого направления, вызревавшего в течение последних трех десятилетий его жизни. Условно это направление можно назвать духовно-музыкальным. Условно, потому что трудно отделить у Свиридова собственно духовные произведения в традиционном смысле этого слова от светских – поэма «Отчалившая Русь», кантата «Светлый гость», хор «Душа грустит о небесах» (все – на стихи С. Есенина) или хоровой цикл «Песни безвременья» (на стихи А. Блока) буквально пронизаны евангельскими образами и персонажами, цитатами из Псалтири или Нового Завета, пропитаны религиозной символикой и мотивами. В связи с этим, уместно привести классификацию музыки, которую сделал Свиридов в одной из своих тетрадей: «Музыка: а) церковная; б) светская; в) духовная.

а) предназначенная для исполнения в Храме и являющаяся частью обряда канонического, традиционного, строго узаконенного;

б) светская, исполняемая на концерте либо в театре;

в) духовная музыка – и то, и другое. Музыка, отмеченная влиянием Духа Святаго».

Или другая запись: «…Духовное искусство в светских формах» В нем царит высоко-торжественный дух православного богослужения».

При создании «Песнопений и молитв» Свиридов поставил перед собой необычную задачу – создать светскую по форме, но православную по духу «литургическую музыку». Еще одним фактом, отражающим оригинальный замысел Свиридова, могут служить тексты, выбранные и подготовленные автором для цикла. Все номера написаны на богослужебные тексты: из Псалтири, акафистов, молебнов, литургии. Известно, что при создании церковных песнопений композитор должен воспроизводить литургический текст без каких-либо изменений. За редким исключением, все отобранные тексты были подвергнуты Свиридовым переработке. Она заключалась в изменении отдельных слогов в словах, замене окончаний или использовании аналогов из современного русского языка. Главным критерием служило тут «звучание распетого слова». В этом не было ни небрежения к традиции церкви, ни проявления авторского произвола.

Это – композиционный принцип Свиридова (он никогда не писал «музыку на стихи», а стремился соединить слово в единое музыкально-поэтическое целое.) Не случайно, в названии композитор отказался от традиционного подзаголовка «Из православного обихода», заменив его необычным словосочетанием «Из литургической поэзии». Для автора Молитвослов и Псалтирь были не только богослужебными книгами, но и образцами высочайшей поэзии. В цикл вошло 26 отдельных номеров, составивших 5 разделов. Как уже отмечалось, произведение не было закончено, а многочисленные черновики, эскизы свидетельствуют о том, что работа над ним находилась в стадии накопления материала. Автор сам до конца ясно не представлял его окончательную форму.

На диске в исполнении камерного хора «Кредо» цикл выстроен «хронологически». После двух молитв следуют разделы: «Из Ветхого Завета», «Странное Рождество видевше», «Неизреченное чудо», «Се Жених грядет». Таким образом, все хоры группируются вокруг основных библейских событий: Ветхий Завет – Рождество – Тайная Вечеря – Воскресение Христа. Широта замысла автора грандиозна – тут вся жизнь человеческого духа от сотворения мира до наших дней.

Музыкальные средства произведения широчайшие – автор использует ансамбли, соло, двухорность, антифонные сопоставления мужских и женских хоров, огромные разделения внутри каждой партии, полипластовость, богатый гармонический язык, разнообразнейшие ритмические формы… Цикл может служить «энциклопедией» по части использования тембральных красок хора.

В то же время, музыка цикла следует традиции церковной музыки и своими корнями уходит в древние песнопения. И еще одно особое свойство цикла лучше всего охарактеризовать словами учителя Г. Свиридова – Д. Шостаковича, относящимися к другому произведению: «Как мало нот, как много музыки…»

Перед нами – выдающееся сочинение гениального Мастера, где каждая интонация преисполнена глубочайшего содержания, а каждая фраза озарена присутствием «Духа Святаго».

Д.О. Игорь

Цикл «Песнопения и молитвы» — произведение, занимающее особое место в творчестве Георгия Свиридова, волею судеб оказавшееся его последней работой. Это сочинение стало не только фактическим завершением творческого пути композитора, но и логическим итогом целого направления, вызревавшего в течение последних трех десятилетий его жизни. Условно это направление можно назвать духовно-музыкальным. Условно, потому что трудно отделить у Свиридова собственно духовные произведения в традиционном смысле этого слова от светских – поэма «Отчалившая Русь», кантата «Светлый гость», хор «Душа грустит о небесах» (все – на стихи С. Есенина) или хоровой цикл «Песни безвременья» (на стихи А. Блока) буквально пронизаны евангельскими образами и персонажами, цитатами из Псалтири или Нового Завета, пропитаны религиозной символикой и мотивами.

Ответить на вопрос

Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:

Что относится к программной и не программной : симфоническая сказка петя и волк, вступление к опере садко, рассвет на москве реке вступление к опере хованщина, картинки с выставки, симфоническая поэма море, океан море синее вступление к опере римского, сюита пер гюнт, ромео и джульетта, увертюра эгмонт на завтра плищ
Ваше имя (никнейм)*
Email*
Комментарий*

Популярные вопросы в разделе

Yurii537
ddobrov32133
olgabylova6223
Ярослав
Plotnikovangav
ОвсепянСергей88
bereza81
makeeva-nataliya60
metelkin7338
ecogoi
IP1379
Казаков
uchpaot
georgegradoff122
asl09777