вальс - столь популярный танец, что рассказывать о нём ещё раз нет смысла. надо только отметить, что в первой половине xix века он был популярен по всей европе.
впервые вальс стал концертной пьесой в творчестве шуберта. но его вальсы ещё были похожи на бытовые танцы. с течением времени вальс превратился в самостоятельную форму и стал проникать в серьёзную музыку: вальс становится частью симфонии, появляются концертные симфонические пьесы в вальсовом ритме.
в творчестве шопена вальсы тоже представляют собой сольные концертные пьесы, выразительные и изящные, в которых широко используются богатые и разнообразные приёмы пианизма.
вальсы шопена разделяются на две основные группы. одна из групп - полные огня и блеска виртуозные произведения, атмосферу многолюдного праздничного . пьесы другой группы навеяны поэтичными лирическими настроениями, связанными с этим танцем.
вальс ля-бемоль мажор. op. 69 № 1
…прошли счастливые дни свидания с родителями. фридерик должен вернуться в париж. по дороге он, как когда-то, остановился в дрездене. и тут произошла новая неожиданная встреча - с лицейским другом водзиньским. шопен с радостью принял приглашение посетить водзиньских. семья встретила его ласково. он же с удивлением увидел, что сестра его друга, которую он помнил неуклюжей одиннадцатилетней девочкой, превратилась в юную прекрасную лань. быть может, эта встреча заставила фридерика задержаться в дрездене. давно уже его сердце не знало такого волнения. прелестная мария водзиньская вызвала в его душе забытые чувства. свою нежность и восхищение он выразил в строчках ля бемоль мажорного вальса, записанного им на нотном листе и подаренного марии; в ответ он получил розу.
образ марии водзиньской не покидает фридерика. узнав, что летом 1836 года семья водзиньских будет в мариенбаде, шопен едет туда и затем вместе с ними переезжает в дрезден (где он и сделал марии предложение).
каким счастьем было согласие марии стать его женой!
правда, окончательное решение зависело от её родителей. скажем сразу, что бракосочетание так и не состоялось. разлука, незнатное происхождение шопена, а, быть может, и его хрупкое здоровье были причиной постепенного охлаждения интереса водзиньских к фридерику; а затем и окончательного разрыва с ним. потомкам трудно судить о том, насколько тяжело переживал шопен этот разрыв, ведь он был сдержанным человеком. однако известно, что после его смерти нашли пачку писем, перевязанную лентой, и засохшую розу. сверху было написано: «моё горе». это были письма марии водзиньской и роза, которую она подарила когда-то шопену в ответ на посвящённый вальс.
этот печальный вальс многие называют «прощальным вальсом».
вальс до-диез минор. ор. 64 № 2
один из поздних вальсов - знаменитый элегический седьмой до-диез минорный. есть предположение, что этот вальс тоже был навеян мыслями о марии водзиньской.
это произведение, завоевавшее чрезвычайную популярность, можно назвать вальсом-фантазией или вальсом-мечтой. форма здесь оригинальна. её можно определить, как трёхчастную с припевом; появляясь трижды, припев придаёт форме черты рондо.
спокойное грациозное начало сменяет лиричная средняя часть, близкая по настроению к ноктюрну. этот вальс совсем не похож на ранние, искрящиеся и весёлые вальсы шопена
как и мазурки, полонезы и вальсы шопена - концертные произведения, не предназначенные для сопровождения танцев. тем не менее на музыку вальса до-диез минор теперь нередко ставятся миниатюры - поэтичные лирические хореографические сценки, исполняемые и танцовщиком. переложение этой пьесы для оркестра а. к. глазунов включил в «шопениана».
вальс ре-бемоль мажор. ор. 64 № 1 построен на повторяющемся спиралеобразном движении дробных звуков. возможно, таким образом, шопен пытался имитировать любимую игру собачки жорж санд - погоню за собственным хвостом. потому его и называют «собачьим вальсом».
есть у него и другое название - «вальс - минутка». пианисты-виртуозы всего мира стремятся исполнить его именно за одну минуту, а то и быстрее.
шопен. вальс си минор. op. 69 № 2
к жанру вальса шопен обращался на протяжении всей жизни. в 1829 году, влюблённый в констанцию гладковскую, он написал изысканный «вальсик», по его определению, в две страницы, ре бемоль мажор. и тут же прибавил к нему ещё три: си минорный, поэтичный и грустный; ми минорный, сочетающий лёгкость, грациозность со страстной порывистостью, и, наконец, ми бемоль мажорный, виртуозный концертный вальс. его шопен окончательно завершил уже в париже и назвал «большим блестящим вальсом».
шопен. вальс ля минор. op. 34 № 2
среди его парижских вальсов - печальный и медленный до минорный, шестой ре бемоль мажорный, в котором изящное кружение создаёт стремительную полетность. вальсы появлялись в творчестве композитора и позднее, часто превращаясь в напевные лирические пьесы. таков ля минорный вальс. написанный в первый парижский год, он пронизан грустью и воспоминаниями. наверно, это воспоминания о родине.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Сочинить рассказ к сюжету музыкального произведения, увертюра"".эгмонт"" .л.бетховена
У Гёте Эгмонт молод, холост и влюблен. Его возлюбленная, простая девушка Клерхен, мечтает сражаться вместе с ним. Она же зовет к восстанию, чтобы освободить героя, и, не в силах пережить смерть любимого, кончает с собой. Призывом к борьбе за свободу, верой в победу народа, несмотря на все страдания и жертвы, наполнен заключительный монолог Эгмонта в темнице перед казнью.
Как и другие увертюры, «Эгмонт» быстро занял место на концертной эстраде, где стал одним из популярнейших симфонических сочинений Бетховена. В этой увертюре наиболее полно и сжато воплощены типичные идейные и стилевые черты творчества композитора: героика борьбы за свободу, требующей напряжения всех сил и тяжких жертв; яркость, броскость тематизма и ясность формы, обращенной к самому широкому кругу слушателей.
Музыка
Медленное вступление вводит в основное содержание развертывающейся драмы, рисуя картину угнетения и страданий порабощенного народа. Противостоят друг другу тяжелые мерные аккорды струнных в ритме испанской сарабанды и жалобные вздохи, переходящие от гобоя к кларнету, от фаготов к скрипкам. Постепенно у скрипок и деревянных духовых инструментов зарождается новая тема. Ее утверждает мужественный голос виолончелей. Скорбная, с мотивом вздоха, она становится все более активной, волевой, настойчивой. Но ее развитие прерывается вторжением торжествующей сарабанды, вновь порождающей жалобы и стоны. Начинаются столкновения, напряженная борьба. Ее волны приносят уже известные темы. В перекличке духовых и струнных инструментов побеждает сарабанда. Резко обрывается возглас скрипок и наступает тишина. Герой погиб. В траурные тона окрашены приглушенные аккорды деревянных духовых. Кажется, все кончено... Но внезапно характер музыки резко меняется. Нарастает радостное ожидание — словно издалека постепенно приближается праздничная толпа. Блеск медных инструментов и впервые вступающей флейты-пикколо ассоциируется со звучанием военного оркестра. Это «Победная симфония», которая завершает не только увертюру, но и всю трагедию.