1. 1869 г. Когда работа была полностью завершена и партитура предложена дирекции Императорских театров, композитора ожидало сильное разочарование, поскольку произведение не одобрили. В 1871-1872 годах Мусоргский представляет свою вторую версию. Сюда он добавляет сцену народного восстания в финале, но редакция снова отвергает рукопись. Композитор нашел этому свое объяснение. Он посчитал, что связано это с музыкой - она слишком нова.
2. Опера-балет включала в себя несколько картин, не связанных между собой сюжетно.
Танцевальные номера в ней сочетаются с различными оперными формами
.
Комическая опера. Для нее свойственны несложные характеристики персонажей, ориентация на народно-песенное творчество, пародийность, динамичность действия и комедийное содержание.
Опера Героические сюжеты и драматическая выразительность музыки соединились с элементами комической оперы и мелодрамы. Сюжеты оперы чаще всего основаны на главного героя или его возлюбленной из плена. Для нее характерны гражданский пафос, обличение тирании, монументальность, современные сюжеты
.
Романтическая опера. Ее либретто основано на романтическом сюжете и отличается мистицизмом
.
Большая опера. Для нее характерны масштабность действия, исторические сюжеты, красочность декораций. В музыкальном плане она сочетает элементы серьезной и комической опер. В большой опере упор делается не на оркестровое исполнение, а на вокал.
Оперетта. В ней используются как типичные оперные формы (арии, хоры), так и разговорные элементы. Музыка носит эстрадный характер, а сюжеты - бытовой, комедийный.
3. В. Никольский. Опирался на трагедию Пушкина "Борис Годунов" и активно пользовался фактами из «Истории государства Российского» Н. Карамзина.
4. Б.Годунов, Ксения, Федор, Мамка Ксении, В.И. Шуйский, Пимен, А.Щелкалов, Самозванец Григорий, М. Мнишек, Рангони
5. Музыкальный образ народа в опере показывает, как глубоко и органично была воспринята Мусоргским русская народная песня, как ее интонационный язык, ритм, лад вошли в существо создаваемой им музыки. Народ в «Борисе Годунове», как обобщенный образ, охарактеризован преимущественно песенными темами: плачами, причитаниями, протяжными, плясовыми и молодецкими песнями. Все эти мелодии тесно связаны с содержанием драмы.
6.В музыке раскрыта трагедия одиночества и обречённости царя, новаторски воплощён мятежный, бунтарский дух русского народа. Оркестровое вступление к первой картине выражает скорбь и трагическую безысходность. Вторая картина пролога - монолог Бориса "Скорбит душа", в музыке которого царственное величие сочетается с трагической обречённостью.
Второй акт широко обрисовывает образ Бориса. Монолог "Достиг я высшей власти" насыщен тревожными контрастами.
вторая картина 4-го акта завершается психологически острой сценой смерти Бориса. Его последний монолог "Прощай, мой сын! " окрашен в просветлённые, умиротворённые тона.
7. В конце трагедии А. С. Пушкина "народ безмолвствует", а в опере М. Мусоргского - поднимается на бунт. Также Мусоргский во второй редакции оперы ввел роли Марины Мнишек и первого Лжедмитрия - которые есть в трагедии Пушкина - и еще двух последующих Лжедмитриев. В трагедии Пушкин указывает на то, что какие перемены не происходили на царском престоле, народ никак не может на это повлиять.
Тема консультации: подготовка к контрольному уроку.
Тема контрольного урока: трезвучия и их обращения от звука и в тональностях до 4-х знаков.
Задания для контрольного урока будут выложены 8. 05. Как обычно на сайте. Присылать работы надо 11.05 (понед.) или 13.05 (среда).
Сначала найдите в нотной тетради все записи, связанные с 3-хзвучными аккордами, таблицы, схемы, примеры. Для тех, у кого они не сохранились, выкладываю в приложении.
Трезвучия.
Трезвучие – это аккорд, состоящий из 3-х звуков, расположенных по терциям. Повторяем материал, пройденный во 3 -4 классах по таблицам и схемам
(«4 вида трезвучий», «Мажорное и минорное трезвучия и их обращения», сравнительная схема мажорных и минорных аккордов).
4 вида трезвучий
Обозна-чение
Название
Интервальный состав
Пример
от ре вверх
Пример от ре вниз
Б5/3
Мажорное (большое) трезвучие
б3 + м3
М5/3
Минорное (малое) трезвучие
м3 + б3
Ув5/3
Увеличенное трезвучие
б3 + б3
Ум5/3
Уменьшенное трезвучие
м3 + м3
Мажорное и минорное трезвучие и их обращения
Обозначе-ние
название
Интервальный состав
Пример от ре вверх
Пример от ре вниз
Б5/3
Мажорное (большое) трезвучие
б3
м3
Б6
Мажорный секстаккорд
м3 + ч4
Б6/4
Мажорный квартсекстаккорд
ч4 +б3
М5/3
Минорное ( малое ) трезвучие
м3 + б3
М6
Минорный секстаккорд
б3 + ч4
М6/4
Минорный квартсекстаккорд
ч4 + м3
Сравнительная схема мажорных и минорных аккордов.
Б5/3 = б3 + м3 М5/3 = м3 + б3
Б6 = м3 + ч4 М6 = б3 +ч4
Б6/4 = ч4 + б3 М6/4 = ч4 + м3
Трезвучия на ступенях тональности.
В любой тональности на каждой ступени можно построить трезвучие. Их можно разделить на 2 группы: главные и побочные.
К главным относятся:
Т5/3 – тоническое трезвучие – строится на I ступени
S5/3 – субдоминантовое трезвучие – строится на IV ступени
D5/3 - доминантовое трезвучие – строится на V ступени.
К побочным относятся:
II5/3 – трезвучие второй ступени
III5/3 – трезвучие третьей ступени
VI5/3 – трезвучие шестой ступени
VII5/3 – трезвучие седьмой ступени
В натуральных ладах главные трезвучия лада по своей окраске совпадают с наклонением лада (в мажоре – мажорные, в миноре – минорные). Но в миноре основным видом доминанты является гармоническая доминанта (т.е. мажорная D).
Разрешение субдоминантовых и доминантовых аккордов в тонические.
Разрешение аккорда – это переход неустойчивого по функции аккорда в устойчивый. При разрешении неустойчивые ступени, входящие в аккорд, пере-ходят в устойчивые, а устойчивые ступени аккорда остаются на месте.
Схема разрешения S и D аккордов в Т.
I - I IV - III VI - V
VI - V I - I IV III
IV_-_III VI -_V I__-_I
S5/3 – T6 S6 - T6/4 S6/4 – T5/3
II - III V - V VII - I
VII - I II - III V - V
V_ -_V VII_-_I II - III
D5/3 – T6/4 D6 - T5/3 D6/4 – T
Главные трезвучия лада и их обращения
Обозначе-ние
Название
Ступени, на к-рых строится аккорд
Пример в D- dur
Т5/3
Тоническое трезвучие
I – III - V
Т6
Тонический секстаккорд
III – V - I
Т6/4
Тонический квартсекстаккорд
V – I - III
S5/3
Субдоминантовое
трезвучие
IV – VI - I
S6
Субдоминантовый секстаккорд
VI – I - IV
S6/4
Субдоминантовый квартсекстаккорд
I – IV - VI
D5/3
Доминантовое
трезвучие
V – VII - II
D6
Доминантовый секстаккорд
VII – II - V
D6/4
Доминантовый квартсекстаккорд
II – V - VII
Надеюсь, что вы вспомнили эти таблицы и колонки с примерами заполните сами.
Разбираем задания, которые могут быть в контрольной работе.Подобные упр. мы делали в р. т. на стр.19 – 24.
Постройте указанные аккорды от звука ми вверх. Смотрите приложение 5 №1а. Я предлагаю сначала построить »столбик» аккорда, вспоминая его графическое изображение без учёта знаков (б, в). Подсказку смотрим в приложении. После построения «столбика» вспоминаем состав каждого аккорда или пользуемся таблицами и добавляем нужные знаки (г)
Подписать данные аккорды. Приложение 5 №2. Аккорды построены от разных звуков. Здесь лучше сразу подписать состав (№2б), а затем вспомнить или свериться со схемами, какой аккорд имеет такой состав, и подписать его (№2в).
Это задание связано с построением аккордовых последовательностей в тональности (как в р. т. на стр.23). смотрим приложение 5 №3. Напоминаю: все построения мы делаем в миноре гармоническом.
Сначала расставляем ступени, на которых строятся аккорды (№3б), потом пишем нижние ступени нотами (№3г). Затем строим аккорды, вспоминая графическое изображение (№3в). Добавляем гармонический знак ми-бекар в доминантовые аккорды.
Другой построения – чёткое знание, на каких ступенях строится каждый аккорд. И строить именно по ступеневому составу. Например: Т5/3= I – III – V и строим по этой формуле.
Ещё 1 вариант заданий: подписать аккорды в уже построенной последовательности. Приложени5 №4а. сначала пишем ступень, на которой построен аккорд (№4б). А далее вспоминаем, какой аккорд может строиться на этой ступени, и подписываем его.
Готовимся к контрольному уроку.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
По музыке! 1. в чем особенности восточных интонаций, их отличия от ? 2. какие средства музыкальной выразительности н.а.римскому-корсакову в создании восточного колорита? 3. какие инструменты исполняют темы шехерезады и шахриара, какова роль оркестра в сюите? 4. какими средствами музыкальной выразительности композитор создал музыкальные портреты шехерезады и шахриара?