1.В КАКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ БЕТХОВЕНА ЕСТЬ ЭПИГРАФ: ТАК СУДЬБА СТУЧИТСЯ В ДВЕРЬ?( В СИМФОНИИ № 5)
2. КАКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ БЕТХОВЕН ПОСВЯТИЛ НАПОЛЕОНУ, НО КОГДА УЗНАЛ, ЧТО НАПОЛЕОН ПРОВОЗГЛАСИЛ СЕБЯ ИМПЕРАТОРОМ , ЗАЧЕРКНУЛ ПОСВЯЩЕНИЕ И НАЗВАЛ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ГЕРОИЧЕСКИМ? ( СИМФОНИЯ № СНАЧАЛА БЫЛА ПОСВЯЩЕНА НАПОЛЕОНУ, А В ИСТОРИЮ ВОШЛА КАК "ГЕРОИЧЕСКАЯ")
3КОМУ БЕТХОВЕН ПОСВЯТИЛ ВОКАЛЬНЫЙ ЦИКЛ "К ДАЛЕКОЙ ВОЗЛЮБЛЕННОЙ"? ( КРИТИКИ ДО СИХ ПОР НЕ СОШЛИСЬ ВО МНЕНИИ, ПРЕДПОЛАКАЮТ ТЕРЕЗИИ БРУНСВИК)
4.СКОЛЬКО УВЕРТЮР У БЕТХОВЕНА? (11)
5. СКОЛЬКО ОПЕР У БЕТХОВЕНА? НАЗВАТЬ ИХ ( ОДНА ОПЕРА - "ФИДЕЛИО")
6. Год рождения Людвига ван Бетховена?
7. Представителем какого музыкального направления является Бетховен?
8. Какого немецкого поэта любил читать Бетховен?
9. Где родился Бетховен?
10. Какая из симфоний Бетховена, по мнению критиков, раскрывает его величайший талант?
Петя ― смычковые струнные инструменты (преимущественно скрипки), C-dur, свободная и открытая мелодия в духе пионерского марша;
Птичка ― флейта в высоком регистре, G-dur, виртуозные пассажи;
Утка ― гобой, Es-dur/As-dur, «крякающая» мелодия в нижнем регистре;
Кошка ― кларнет, G-dur, тема изображает грацию и мягкую поступь кошки;
Дедушка ― фагот, тема в h-moll, пунктирный ритм в нижнем и среднем регистре, имитирующий ворчание;
Волк ― три валторны, тема в g-moll;
Охотники ― литавры и большой барабан (изображение выстрелов), духовые инструменты (финальный марш)
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Какие драматургические приёмы использует композитор в увертюре?(ЭГМОНТ) - Вспомните биографию Л. Бетховена. Что общего вы можете выделить в характерах героя увертюры Эгмонта и самого композитора?
Увертюра «Эгмонт»
Музыка к трагедии Гёте «Эгмонт» была закончена Бетховеном два года спустя после создания пятой симфонии, в 1810 году. Увертюра — первый из девяти номеров этой музыки. Трагедия привлекла Бетховена своим героическим содержанием. События «Эгмонта» относятся к XVI веку, когда народ Нидерландов восстал против своих поработителей — испанцев. Борьбу народа возглавил граф Эгмонт, смелый и мужественный человек. Эгмонт гибнет, но народ завершает начатое им дело. Восстание закончилось победой в 1576 году. А в 1609 году было заключено перемирие, по которому Испания признала независимость части Нидерландов.
Увертюра «Эгмонт» — произведение одночастное. Если в пятой симфонии «события» развертывались на протяжении четырех частей, то в увертюре Бетховен сумел показать основные моменты развития трагедии в сжатой форме. О программном замысле симфонии мы могли лишь догадываться — в «Эгмонте» оно определено содержанием произведения Гёте.
Увертюра начинается медленным вступлением . Как и в «Патетической сонате» , здесь даны две резко контрастные темы. Первая из них, аккордовая, звучит торжественно, властно. Низкий регистр, минорный лад придают ей мрачную, зловещую окраску. В оркестре ее исполняют струнные инструменты. Медленный темп, характерный ритм темы напоминают величавую поступь сарабанды.
Вторую тему «запевает» гобой, к которому присоединяются другие деревянные духовые инструменты, а затем и струнные. В основе мелодии лежит очень выразительная секундовая интонация, которая придает ей скорбный характер. Тема воспринимается как жалоба.
Зная содержание трагедии Гёте, можно с определенностью говорить о воплощении здесь образов двух враждебных сил: угнетателей-испанцев и страдающего под их властью нидерландского народа. Борьба этих сил составляет основу трагедии Гёте, развитие соответствующих музыкальных тем является содержанием увертюры.
Как обычно, увертюра написана в форме сонатного аллегро. Главная партия имеет волевой, героический характер. Она изложена в фа миноре. Сила и энергия ее постепенно возрастают. Вначале она звучит в нижнем регистре у виолончелей и других струнных инструментов piano, затем подхватывается всем оркестром fortissimo.
Ход на секунду в начале мелодии раскрывает родство главной партии со второй темой вступления — темой «страданий» народа. Ее героический характер говорит уже не о покорности, а о возмущении нидерландцев и восстании их против поработителей.
Побочная партия также тесно связана с музыкой вступления, она совмещает в себе черты обеих его тем. В первой фразе — аккордовой, тяжеловесной — без труда можно узнать тему «поработителей» . Изложенная в мажоре, она звучит теперь не только торжественно, но и победно. И здесь эта тема поручена струнным инструментам. Тихое звучание деревянных духовых инструментов во второй фразе роднит побочную партию со второй темой вступления. Мужественная и решительная заключительная партия завершает экспозицию.
Разработка очень невелика. В ней как бы продолжается сопоставление контрастных тем вступления, «борьба» обостряется. На робкие каждый раз следует неумолимый и жестокий «ответ» . Многократное повторение мелодии начала главной партии каждый раз завершается двумя отрывистыми и резкими аккордами.
Но «борьба» на этом не заканчивается. В конце репризы она разгорается с еще большей силой. Тема «испанских поработителей» звучит здесь особенно непреклонно и яростно, и еще более жалобно и умоляюще — тема народа. Неравный поединок внезапно обрывается. Реприза заканчивается рядом выдержанных, тихо и печально звучащих аккордов. Бетховен хотел, очевидно, передать здесь последнюю жестокую схватку народа с врагом и гибель героя, Эгмонта.
Увертюра заканчивается большой кодой, в которой показан итог борьбы. Ее торжественный и ликующий характер говорит о победе народа.
Начало коды напоминает гул приближающейся толпы, который быстро нарастает и выливается в поступь грандиозного массового шествия.