Отечественная наука располагает весьма малым количеством материалов о развитии музыкального образования в России с конца X до начала XV в. Певческие рукописи, относящиеся к этому времени еще не в полной мере поддаются расшифровке. Однако анализ имеющихся в руках исследователей материалов, дает возможность представить целевые установки, содержание и методы музыкального образования православной ориентации на начальном этапе ее развития.
Основополагающее значение для становления отечественного музыкального образования в период с конца X до середины XVII столетия имело обращение русского народа к христианскому учению. В Древней Руси оно было известно уже в IX в., однако широкое распространение стало получать после крещения Руси святым равноапостольным князем Владимиром в 988 г. и признания христианства государственной религией.
С принятием христианства отечественное музыкальное образование начинает развиваться не только в фольклорном направлении, как это было и раннее, но и в сфере православных традиций. Поскольку музыкальный элемент в православном богослужении существенно отличался от предшествующей музыки фольклорного типа, освоение его не могло осуществляться посредством сложившихся к этому времени путей и передачи музыкального опыта от одного поколения к другому. Как следствие этого в музыкальном образовании произошло обособление двух основных направлений.
Одно из них стало развиваться в русле педагогических воззрений
православия, что дало основание определить его как музыкальное образование православной ориентации. Для Руси это направление являлось принципиально новым. Оно опиралось на византийские православные традиции и было сориентировано на музыкальное начало в русской православной службе.
Другое направление продолжало ориентироваться на традиционную народную культуру, т. е. музыкальное образование народной ориентации.
Каждое из этих направлений развивалось по своим внутренним законам, но в то же время находилось в диалектической взаимосвязи с другим. Причем характер этой взаимосвязи во многом определяли духовно-религиозные постулаты Русской Православной Церкви, находившие свое воплощение в древнерусской православной педагогике, частью которой являлась и православная музыкально-педагогическая мысль того времени.
Итогом развития отечественного музыкального образования на этой стадии является становление двух принципиально разных педагогических систем. Одна из них была ориентирована на освоение древнерусской православной певческой культуры, другая – на освоение традиционной народной музыкальной культуры. Они и явились базой для дальнейшего развития отечественного музыкального образования.
Утверждение в России во второй половине XVII столетия нового взгляда на музыку как искусство, развитие светского музицирования и новых педагогических установок в области музыкального образования свидетельствуют о том, что с этого времени есть все основания говорить уже об отечественном музыкальном образовании в полном смысле этого слова.
Объяснение:
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Послушай пьесу"Тройка", что хотел передать композитор в этой музыке
В этой музыке переданы раздумья путника, и бег русской тройки, то приближающейся, то удаляющейся.