Этимология слова «фактура» («обработка») в музыке, близкая значению этого слова в живописи и декоративно-прикладном искусстве, предполагает особого рода украшение голосов — орнаментирование, фигурную отделку, введение изобразительных моментов.
Само слово «фактура» возникло в музыке в связи с богатейшим развитием украшающих, звукописных и изобразительных элементов музыкальной ткани в XIX в. Музыкальный декор в произведениях XIX в. (а также и до XIX и в XX в.152) создавался в основном двумя фактурными явлениями — фигурацией и дублировкой. Последние и образуют фактурный рисунок голосов (который следует отличать от фактурных функций, определяющих назначение того или иного голоса в музыкальной ткани). Фактурный рисунок является достоянием главным образом инструментальной музыки и из нее переносится в вокальную сферу. Фигурации и дублировки получили интенсивное развитие в инструментализме барокко и классицизма, ярко обозначились в раннем клавирном стиле (например, у английских верджинелистов XVI в.). Однако наибольший интерес представляют фигурации и дублировки в музыке XIX в., потому что здесь их развитие достигло такого уровня индивидуализации, что рисунок фактуры определял уникальность, неповторимость произведения, наиболее непосредственно воплощал программный замысел, и заимствование фактурного приема было бы плагиатом.Фигурация (от figurare — придавать вид или форму, образовывать, делать — лат.; термин получил распространение с конца XVIII в.153) — фактурный рисунок голосов музыкальной ткани, имеющий три чистых вида: фигурация гармоническая, мелодическая, ритмическая, — и многочисленные смешанные комбинации. Гармоническая фигурация — движение голоса по звукам аккорда. Мелодическая фигурация — движение голоса по аккордовым и неаккордовым звукам различных видов (задержание, проходящий звук, вс звук, предъем, камбиата). Для мелодической фигурации существенна повторяемость звеньев фактурного рисунка, орнаментальный вид этого рисунка; повторяемость характерна и для
153 Слово «figure» указывает на связь с приемами риторики (употреблять фигуры, украшать речь фигурами
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Прослушать цикл инструментальных концертов а.вивальди "времена года" и сделать музыкальный анализ любой части по выбору.
вольфганг моцарт родился в 1756 году в австрийском городе зальцбург. его отец леопольд моцарт был образованным и серьезным музыкантом, служившем при дворе князя-правителя города. превосходный педагог, он стал первым учителем музыки маленького вольфганга и его старшей сестры наннерль. в 3 года мальчик находил на клавесине консонирующие интервалы, в 4 года повторял за сестрой небольшие пьесы и пытался сочинить концерт для клавесина. постепенно кроме клавесина мальчик овладел игрой на скрипке и органе. когда вольфгангу было 6 лет, леопольд моцарт отправился с ним в концертное турне. первое путешествие продолжалось 3 года. семья посетила мюнхен, вену, париж, лондон, , гаагу, женеву. отец знакомил сына с лучшими произведениями музыкантов того времени, водил его на концерты, в оперу занимался с ним композицией. у вольфганга появились новые сочинения : в январе были написаны первые четыре сонаты для клавесина и клавира. в 1766 году семья вернулась домой. отец начинает работать с сыном над новыми программами. кроме музыки, вольфганг изучает и другие предметы , , рисование, арифметику, а также иностранные языки французский, , итальянский, латинский. одновременно появляется заказ на сочинение музыки : венский оперный театр заказал комическую оперу « мнимая простушка ». опера была поставлена, но не в городе из-за интриг придворных музыкантов, а в 1768 моцарту было 12 лет. в 1769 году, в возрасте 13 лет моцарт с отцом в италию, родину оперы. за 3 года - с 1760 по 1771 отец с сыном посетили крупнейшие города страны: рим, милан, неаполь, венецию, флоренцию. юный моцарт выступал как клавесинист - виртуоз, певец-импровизатор. крупнейший в мире миланский оперный театр заказал моцарту оперу « митридат, царь понтийский ». она была написана за короткий срок, всего за полгода, и шла 20 раз подряд с огромным успехом. вслед за этим моцарт получил заказ на новую оперу « луций сулла » и другие произведения. после недолгих занятий с известным итальянским теоретиком и композитором падре мартини моцарт в возрасте 14 лет становится членом болонской академии. но несмотря на поразительные успехи, молодой композитор так и не смог найти работу в италии. пришлось опять вернуться домой, в зальцбург. там вместо старого князя появился новый правитель- граф колоредо. он не одобрял длительные отъезды моцартов. с трудом получив отпуск, в возрасте 22 лет вольфганг едет с матерью в париж. он уже известный композитор, им написано около 300 произведений! но снова попытки найти работу остаются без результата. заболевает и умирает его мать. моцарт вынужден вернуться. творческий результат поездки в париж -пять сонат для клавесина. в городе мюнхен с блестящим успехом идет новая опера композитора – « идоменей, царь крита ». а дома, в зальцбурге музыкант терпит новые унижения от графа колоредо. моцарт решает уехать. в 1781 году он поселился в вене, где прожил до конца своих дней. в 1782 году композитор женился на констанце вебер. в том же году по заказу венского театра он написал оперу « похищение из сераля ». вершиной оперного мастерства композитора стали « свадьба фигаро », « дон-жуан » и « волшебная флейта ». 1786 год- год знакомства и начала дружбы с композитором йозефом гайдном. в знак уважения моцарт посвятил ему шесть квартетов. среди знакомых моцарта- известный итальянский композитор антонио сальери. в эти годы он пишет множество произведений для клавесина. в течение лета 1788 года были написаны 3 лучшие симфонии -№ 39, 40, 41. последняя из них- № 41- получила название « юпитер ». моцарт умер 5 декабря 1791 года.