По словам самого композитора,
«это музыкальная исповедь души, на которой многое накипело…».
Творчество Чайковского как композитора, мыслящего широкими категориями, особенно показательно в связи с его симфонической музыкой, к которой он обращался на протяжении всей жизни (начиная с увертюры «Гроза», заканчивая симфонией №6, исполненной за 10 дней до смерти).
Симфоническое наследие П.И.Чайковского составляют 8 симфоний (6 симфоний, «Манфред», симфония Es-dur, создаваемая между №4 и №5, но не оконченная автором). Композитор относился к симфонии как жанру лирическому, что было для его времени необычным. Именно здесь сформировались основные образы и идеи его творчества, пронизывающие всю музыку: противостояние душевной красоты, человечности и – неизбежности, рока, слепой силы ненависти. Между этими крайними силами находится смятенный, ищущий человек, тщетно пытающийся победить роковую предопределенность. Проявившись и оформившись, эта идея со временем будет окрашивать произведения Чайковского во все более трагические тона.
Не исключая иные типы образности, произведения Петра Ильича содержат лирико-психологическую и лирико-драматическую концепции, в большинстве своем (но не всегда) пессимистичные. Так, симфония№4, «Спящая красавица» демонстрируют победу рока. В целом, развитие симфонизма движется в двух направлениях:
от лирики (симфония №1) через драму (симфонии №4, 5) – к трагедии (симфония №6);
постепенный уход от жанровости в сторону психологизации образов.
Каждое из симфонических произведений несет в себе особую жанровую окраску, выделяя следующие типы симфонизма в творчестве композитора:
Симфония №1 (1866, последующие редакции – 1868, 1874) — образец лирико-жанрового симфонизма с явным преобладанием лирического начала;
Симфонии №2 и №3 (1872, 1875) – единственные образцы жанрового симфонизма (народно-жанровый, танцевально-жанровый, к тому же, №3 – как предвосхищение сюитного типа композиции);
Симфонии №4, №5 (1877, 1888) «Манфред» (1885) — симфонии-драмы, имеющие разные типы программности («Манфред» — сюжетная, №4 – несюжетная, №5 – обобщенная). Именно здесь формируется лирико-психологический тип симфонизма, под знаком которого проходит все творчество этого композитора;
Симфония №6 (1893) – симфония-трагедия. Если иные типы симфонизма, так или иначе, уже существовали, то жанр симфонии-трагедии создан Чайковским. В ХХ веке эту линию продолжат Н.Мясковский, Д.Шостакович, А.Онеггер. В западноевропейской музыке примерно в это же время жанр симфонии-трагедии создает Г.Малер.
Кроме симфоний, композитором написано: 10 одночастных крупных сочинений, сочетающих черты увертюры и фантазии («Буря», «Ромео и Джульетта», «Гамлет», т.д.), 4 сюиты, Серенада для струнного оркестра, Итальянское каприччио, 2 фортепианных концерта (№3 не завершен), скрипичные концерты, балеты, и т.д.
Психологическая нагрузка, несомая симфониями Чайковского, отражена в процессе эволюции жанра вальса по пути психологизации (тенденцию развития этого жанра с наделением его психологической нагрузкой композитор подхватывает от М.Глинки). Марши же превращаются в парад злых сил.
Объяснение:
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Как развивалась музыкальная культура в XX веке?
Музыкальная культура ХХ века исследована в её динамике (от начала
столетия к рубежу XX-XXI веков). Выявлено, что эволюция музыкальной культуры XX века обусловлена технико-урбанистическими тенденциями эпохи глобализации, появлением новых сохранения и передачи музыкальной информации, новых типов музыкального мышления в композиторском и исполнительском творчестве, а
также изменениями в процессах восприятиямузыки. Технико-инновационные искания проявились в развитии урбанистических и индустриальных тенденций в композиторском творчестве, что привело к значительному расширению музыкально-звуковой и акустической среды. Показано и обосновано, что в результате этих процессов постепенно сложилась рационально-прагматическая доминанта
музыкального мышления: усилился аналитический аспект и конструктивное начало творчества на базе изобретения новых композиторских техник (серийная техника, додекафония, алеаторика и т.д.), возросла роль электроники (магнитофонов,
компьютеров, синтезаторов и т.д.) в процессах сочинения и записи музыки,
значительно изменилось интонационное мышление и звуковая палитра. В работе
исследованы и представлены на конкретных примерах технико-инновационные открытия западных и отечественных композиторов-авангардистов первой и второй волны (Л.Руссоло, А.Мосолов, Н.Рославец, К.Штокхаузен, Дж.Кейдж, В.Лютославский, К.Пендерецкий, Я.Ксенакис, А.Шнитке, Э.Денисов и мн. др.), а также выявлены урбанистические тенденции в творчестве И. Стравинского, А. Онеггера, Д. Мийо, С. Прокофьева, С. Рахманинова, Д. Шостаковича. Отмечено также, что в русле технико-инновационных исканий в композиторском и исполнительском творчестве XX века постепенно формируется новая система художественных образов и идей творчества, созвучных эпохе глобализации, что проявляется в визуализации музыкального мышления на базе взаимодействия с экранной культурой и кинообразностью. Сходные процессы происходят и в исполнительском творчестве XX столетия и проявляются в усилении техницизма, зрелищных эффектов, появлении зависимости исполнителя от средств звукозаписи и индустрии массового тиражирования продукции.