Франц Пе́тер Шу́берт— австрийскийкомпозитор, один из основоположников романтизма в музыке, автор около 600 вокальных композиций (на слова Шиллера, Гёте, Гейне и других), девяти симфоний, а также большого количества камерной и сольной фортепианной музыки.
Произведения Шуберта до сих пор не утратили популярность и являются одними из самых известных образцов классической музыки.
Композитор умер от брюшного тифа[2] 19 ноября 1828 года в возрасте неполных 32-х лет после двухнедельной лихорадки. Согласно последнему желанию, Шуберта похоронили на Верингском кладбище, где за год до того был погребён боготворимый им Бетховен. На памятнике выгравирована красноречивая надпись: «Музыка похоронила здесь прекрасное сокровище, но ещё более прекрасные надежды. Здесь покоится Франц Шуберт» [8]. 22 января 1888 годаего прах вместе с прахом Бетховена перезахоронили на Центральном кладбище Вены[3]. Позже вокруг их могил образовался знаменитый участок захоронений композиторов и музыкантов.
Творчество[править | править вики-текст]Творческое наследие Шуберта охватывает самые разные жанры. Им создано 9 симфоний, свыше 25 камерно-инструментальных произведений, 21 фортепианная соната, множество пьес для фортепиано в две и в четыре руки, 10 опер, 6 месс, ряд произведений для хора, для вокального ансамбля, наконец, более 600 песен. При жизни, да и достаточно длительное время после смерти композитора, его ценили главным образом как автора песен. Лишь с XIX века исследователи начинают постепенно осмысливать его достижения в других областях творчества. Благодаря Шуберту песня впервые стала равной по значению другим жанрам. Её поэтические образы отражают чуть ли не всю историю австрийской и немецкой поэзии, включая и некоторых зарубежных авторов.
Большое значение в вокальной литературе имеют сборники песен Шуберта на стихи Вильгельма Мюллера — «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь», являющиеся как бы продолжением идеи Бетховена, выраженной в сборнике песен «К далёкой возлюбленной». В этих произведениях Шуберт показал замечательный мелодический талант и большое разнообразие настроений; он дал аккомпанементу большее значение, больший художественный смысл. Замечателен также последний сборник «Лебединая песня», многие песни из которого приобрели всемирную известность.
Музыкальный дар Шуберта открыл новые пути фортепианной музыки. Его Фантазии до мажор и фа минор, экспромты, музыкальные моменты, сонаты являются доказательством богатейшего воображения и большой гармонической смелости. В камерной и симфонической музыке — струнном квартете ре минор, квинтете до мажор, фортепианном квинтете «Forellenquintett» («Форельный»), «Большой симфонии» до мажор и «Неоконченной симфонии» си минор — Шуберт демонстрирует своё неповторимое и независимое музыкальное мышление, значительно отличающееся от мышления живущего и господствующего в то время Бетховена.
Из многочисленных церковных сочинений Шуберта (мессы, офертории, гимны и проч.) возвышенным характером и музыкальным богатством отличается особенно месса ми-бемоль мажор.
После Шуберта осталась масса неизданных рукописей (шесть месс, семь симфоний, пятнадцать опер и прочее). Некоторые меньшие по размеру произведения были опубликованы сразу после смерти композитора, но рукописи больших трудов, мало известных публике, оставались в книжных шкафах и ящиках родственников, друзей и издателей Шуберта[9]. Даже ближайшие к нему люди не знали всего, что он написал, и на протяжении долгих лет его признавали в основном лишь как короля песни[10]. В 1838 году Роберт Шуман, посещая Вену, нашёл пыльную рукопись «Большой симфонии» Шуберта и взял её с собой в Лейпциг, где произведение исполнил Феликс Мендельсон. Наибольший вклад в разыскание и открытие произведений Шуберта сделалиДжордж Гроув и Артур Салливан, которые посетили Вену осенью 1867 года. Им удалось найти семь симфоний, музыку сопровождения из пьесы «Розамунда», несколько месс и опер, кое-что из камерной музыки, большое количество разнообразных фрагментов и песен[9]. Эти открытия привели к значительному увеличению интереса к творчеству Шуберта.[11]
Ференц Лист с 1830 по 1870 годы транскрибировал и аранжировал значительное количество произведений Шуберта, особенно песен. Он говорил, что Шуберт «поэтичнейший из музыкантов, которые когда-либо жили на свете»[12]. Для Антонина Дворжака особенно интересными были симфонии Шуберта, а Гектор Берлиоз и Антон Брукнер признавали влияние «Большой симфонии» на их творчество[13].
В 1897 году издатели Брайткопф и Гертель выпустили научно выверенное издание сочинений композитора, главным редактором которого был Иоганнес Брамс. Такие композиторы XX века, как Бенджамин Бриттен, Рихард Штраус и Джордж Крам, были либо пропагандистами творчества Шуберта, либо делали аллюзии на его сочинения в собственной музыке. Бриттен, который был прекрасным пианистом, аккомпанировал исполнению многих песен Шуберта и часто играл его соло и дуэты[13].
Цели:
познакомить с понятиями в пении – ансамбль и строй;добиться устойчивого интонирования одноголосного пения;познакомить с видами двухголосного пения: противоположное движение голосов, движение параллельными интервалами канон;добиться устойчивого интонирования двухголосного пения;Задачи:
обучающие:Методы обучения: беседа, сравнение.
Оборудование:
запись песни «Лев и брадобрей»;
карточки со словами: хор - хорошо, С-ЧАСТЬ-Е, соединение частей в единое;
партитура песни «Дети солнца» муз. Е.Крылатова сл. Ю.Энтина;
DVD –проигрыватель;
минусовая фонограмма песни «Лунатики» муз. Л.Рубальской, сл. Б.Савельева.
1. Организационный момент.
Приветствие.Проверка готовности к занятию.2. Распевание.
Подготовка к пению голосового аппарата
- Каждое занятие мы начинаем с того, что растираем наши пальчики. Для чего мы это делаем? (на кончиках пальцев находятся точки, отвечающие за работу всех органов, мы делаем это для того, чтобы при пении нашим связкам весь наш организм.)
- А сейчас перейдем к артикуляционной гимнастике. Что относится к артикуляционному аппарату? (язык, губы, твердое и мягкое небо, нижняя челюсть.)
Упражнения:
Футбол( кончик языка перемещается от правой щеки к левой)Чистим зубы с наружной стороны, с внутренней стороны.Язык чертит дорожку по небу внутрь.Движение губами из стороны в сторону, круговые движения.- С чего начинается процесс пения? (с вдоха)
- Куда направляем воздух при вдохе (в живот). Корпус свободный, плечи опущены.
Упражнения:
Надуваем воздушный шар (вдох носом, закрепили дыхание, выдох на ССС, воздух выходит, шарик остается.)Короткий вдох в живот, короткий выдох на «кыш», «тишь».Езда на мотоцикле (руки вытянуты вперед, вдох - кисти противоход, закрепка, выдох на ).Ноги на ширине плеч, руки на уровне плеч, согнуты в локте параллельно друг другу. Локти соединяем вдох, локти в стороны, закрепка, корпус вниз. Выдох на «Ха».Скороговорки:
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.Уточка вострохвостачка ныряла да выныривала, выныривала да ныряла.Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.Как на горке на пригорке жили 22 Егорки. Раз Егорка, два Егорка и т.д.Внимание педагога должно быть направлено на:
свободу мышц;правильность осанки;активную работу мышц дыхательно-голосовой опоры;умение сделать вдох и целесообразно распределить выдох;работу резонаторной системы;общую внятность речи;ритмическую точность.Варианты произношения текстов:
активный выдох в конце фразы (скороговорка «Бык»);произношение с различной интонацией (удивления, радости, возмущения), смена смыслового центра («Уточка»);использование словесного действия («Поп»).1. Пение на закрытый рот. Во время пения на закр
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Музыка в литературных произведениях . запись в тетрадь 2-3 примера
" Косцы" И. А. Бунин
" Гроза" А. Н. Островский
" Война и мир" Л. Н. Толстой