"Белые снежинки" слова Игорь Шаферан, музыка Геннадий Гладков "В лесу родилась ёлочка" слова Раиса Кудашева, музыка Леонид Бекман "В ночь под Новый год" "Волшебные сказки" Павел Ермолаев "Вопросы Деду Морозу" Оксана Макушина, Геннадий Мовчан "Говорят, под Новый год" Сергей Михалков, Виктор Берковский "Дед Мороз" Андрей Маркевич, Крис Кельми "Дед Мороз" Виктория Ильина "Дед Мороз" - "Дед Мороз" - "Дед Мороз и Санта Клаус" Юрий Александров "Дед Мороз - красный нос" А. Ермолов "Ёлочки" Лебедева, Жданова "Звёздочки-снежинки" - "Зимний праздник" - "Кабы не было зимы" Юрий Энтин, Евгений Крылатов "Карнавал" В. Цветков "Кружит Метелица" Анна Гулевская, Андрей Варламов "Кто же это?" Андрей Усачёв, Максим Дунаевский "Маленькой ёлочке холодно зимой" Зоя Александрова, Михаил Красев
tsarkovim
04.02.2021
Художественный мир композитора Ва- лерия Кикты – заслуженного деятеля ис- кусств Российской Федерации, заслуженно- го деятеля искусств Украины, профессора Московской государственной консервато- рии имени П.И. Чайковского – это важная часть культурно-исторического процесса ХХ–ХХI веков. Широкая панорама автор- ских сочинений представляет самобытные опусы различных жанров: балеты, кантат- но-ораториальные жанры, концерты для хора и малые хоровые формы, сочинения для оркестра, концерты для солистов с ор- кестром, ансамбли для различных инстру- ментов, вокальные циклы, песни для детей и другие произведения. В обширном каталоге его творчества жанр хоровых произведений – и особенно произведения на духовную тематику – за- нимает особо значимое место. В статье впервые исследована хоровая духовная музыка как некая художественная целост- ность, а именно: изучена тематика про- изведений, представлена жанровая пано- рама творчества композитора, выявлена связь хорового и не-хорового творчества. Поэтика художественного стиля ис- следована на крупных и малых хоровых композициях, представленных в художе- ственной панораме авторских сочинений разного времени. Методология – это со- четание общегуманитарных подходов (герменевтического, системного, сравни- тельно-исторического и компаративного) с музыковедческими методами. Валерий Григорьевич Кикта – компо- зитор, голос которого твердо и ясно звучит в «новом сакральном пространстве». Вре- менной срез творческой судьбы длиною почти в полвека убеждает, что духовнаятема в наследии В.Г. Кикты имеет онто- логический характер, является глубинным смыслом творческого «видения», его знако- вым и эмоциональным выражением. Вспо- миная слова И.А. Ильина, совершаем про- екцию на естественное и одухотворенное творчество композитора: «Россия дала нам религиозно живую, религиозно открытую душу…» [4, с. 13]. Знаменательный цикл «Украинские колядки с голоса И.С. Козлов- ского» (1967) открывает это направление творчества и является первым повество- ванием о евангельских событиях1 . Рожде- ственская тема, ведущая в цикле, естествен- но сочетается с фольклорным «действом». Воплощение сакральной проблематики определяется очень многими условиями: историческим контекстом, спецификой тра- диции, к которой автор принадлежит, осо- 1 «Колядки» для тенора, смешанного хора, соли- стов, арфы и ударных на народные слова по сценарию И.С. Козловского были исполнены в год семидесяти- летия певца в 1970 году. бенностями его мировосприятия и творче- ского стиля. В круг интересов композитора всегда входила историческая проблематика, непосредственно восходящая к христиан- ской традиции. Ее воплощение началось в его творчестве задолго до возрождения общего интереса к религиозной теме. Ком- позитор признает знание о Боге как знание, изначально укорененное, которое «было всегда»2 . В разные периоды творчества автор создает произведения самых разно- образных жанров этого направления, на- пример: ораторию «Княгиня Ольга» (1970), концертную симфонию и балет «Фрески Святой Софии Киевской» (1972 и 1980), «Куликовскую симфонию» для сопрано и оркестра русских народных инструментов и «Куликовский диптих» для хора (1980), балет и симфоническую летопись «Влади- мир-Креститель» для хора и симфониче- ского оркестра (1990), ораторию «Святой Днепр» (1992). 2 Беседы с композитором – М.Ц.
annanudehead1426
04.02.2021
В качестве примера возьмем концертную симфонию для арфы с оркестром "Фрески Софии Киевской" композитора В.Кикты. Симфония передает взгляды современного композитора на события Композитор интерпретирует их, вносит собственные авторские интонации, при этом сохраняя дух древности. Мы слышим колокольный звон, а солирующий инструмент - арфа - своими лирическими партиями как нельзя лучше переносит слушателей на несколько веков назад. И тем не менее, струнные инструменты дают нам понять, что мы имеем дело с музыкой современной.
"В лесу родилась ёлочка" слова Раиса Кудашева, музыка Леонид Бекман
"В ночь под Новый год"
"Волшебные сказки" Павел Ермолаев
"Вопросы Деду Морозу" Оксана Макушина, Геннадий Мовчан
"Говорят, под Новый год" Сергей Михалков, Виктор Берковский
"Дед Мороз" Андрей Маркевич, Крис Кельми
"Дед Мороз" Виктория Ильина
"Дед Мороз" -
"Дед Мороз" -
"Дед Мороз и Санта Клаус" Юрий Александров
"Дед Мороз - красный нос" А. Ермолов
"Ёлочки" Лебедева, Жданова
"Звёздочки-снежинки" -
"Зимний праздник" -
"Кабы не было зимы" Юрий Энтин, Евгений Крылатов
"Карнавал" В. Цветков
"Кружит Метелица" Анна Гулевская, Андрей Варламов
"Кто же это?" Андрей Усачёв, Максим Дунаевский
"Маленькой ёлочке холодно зимой" Зоя Александрова, Михаил Красев