Диалог времён в музыке Альфреда Шнитке
Alexander I. Demchenko
Аннотация
Статья посвящена 80-летию со дня рождения выдающегося
композитора Альфреда Шнитке. он был неподражаемым
стилистом, владел виртуозным мастерством воспроизведения
любых пластов музыкальной культуры. «Землёй обетованной»
для композитора стало Барокко, жанровая модель Concerto
grosso, возрождённая им по образцам корелли и Генделя. Многократно
композитор высказывался об исключительной значимости
иоганна Себастьяна Баха, считая его центром «музыкальной
вселенной» и недостижимым идеалом. Монограмма
вАСн становится у Шнитке лейтмотивом творчества, переходя
в различных метаморфозах из сочинения в сочинение. ключевой
фигурой для него оказался Моцарт, аллюзии на стиль
венского классика возникали в произведениях Шнитке много
раз, что позволяет говорить о его моцартианстве. Реже Шнитке
испытывал потребность в обращении к стилям XIX века. Здесь
следует выделить вагнера, сурово-торжественные монументы
которому он воздвигал в своих сочинениях, хотя чаще наблюдаются
органичный вагнеро-брукнеровский синтез.
Диапазон полистилистического пространства музыки
Альфреда Шнитке оказался поистине безбрежным и столь
же впечатляющим было мастерство, с которым он оперировал
чрезвычайно разнообразным материалом. Два наиболее
примечательных образца – Первая и Третья симфонии, где
стилевой плюрализм послужил целям создания многомерной
картины мира в его настоящем и будущем. Сам композитор
видел в полистилистике «убедительное музыкальное
средство для философского обоснования “связи времён”».
Разработанная им всеобъемлющая шкала стилевых модусов
позволила установить эту «связь времён» и во всей полноте
реализовать присущее художественному мышлению второй
половины ХХ века обострённое чувство исторической памяти.
возможно, именно в этом и состояло главное творческое
завоевание Альфреда Шнитке.
Ключевые слова: музыка Альфреда Шнитке, стилевой
плюрализм, стилевые модели, моцартианство, жанровые модели
барокко, монограмма вАСн
Общечеловеческие законы искусства, воплощённые в верованиях, обрядах, религиозных ритуалах, канонах архитектуры, монументального и декоративно-прикладного искусства, живописи, скульптуры, художественного слова и музыки в слиянии одного художественного целого, - вот неполный список того, что преподносит человечеству синтез храмового искусства. Причём и возникновение, и развитие, и само существование этого феномена отличаются у разных народов редкостным сходством. Здесь отражается мироощущение эпох, все представления человечества о мире. Единство земного и небесного Основная ценность абсолютно любой религии, будь то христианство, буддизм или ислам, - храмы, воплощающие образ мироустройства. Такие культовые постройки - жилища вездесущего неземного Бога на Земле. Это места, где происходит обретение Бога через молитву, единение с Ним через таинство и души. Идея божественного содержится в самом образе Храма Вышнего, которая живёт за пределами человеческого сознания и соединяет в себе представления людей о мироустройстве. Там убежище от суеты мирской, там осознание единства небесного и земного. Так же работает синтез искусств в эстетическом воспитании. Высокая музыкальность слова, древние иконы со строгими ликами, торжественная архитектура храмов, монументальные фрески, полная достоинства пластика скульптур, красивые и точнейшим образом взвешенные мелодии церковной музыки - всё это рождает возвышенные нравственные чувства, когда приходят мысли о жизни и смерти, о грехе и о раскаянии, когда душа стремится к идеалу и истине. Синтез храмового искусства обращается к состраданию и сочувствию, покою и умилению, одухотворению и просветлённой радости. - Читайте подробнее на FB.ru: https://fb.ru/article/164538/sintez-hramovogo-iskusstva-problema-sinteza-iskusstv
Объяснение:
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Определите родственные тональности для h-dur, fis-moll, as-dur, d-moll.
-параллельную
-субдоминантовую
-параллельную субдоминантовой
-доминантовую
-параллельную доминантовой
-тональность минорной субдоминанты (в мажоре) и мажорной доминанты (в миноре)
Для H-dur (5#):
-gis-moll
-E-dur
-cis-moll
-Fis-dur
-dis-moll
-e-moll
Для fis-moll (3#):
-A-dur
-h-moll
-D-dur
-cis-moll
-E-dur
-Cis-dur
Для As-dur (4♭):
-f-moll
-Des-dur
-b-moll
-Es-dur
-c-moll
-des-moll
Для d-moll (1♭):
-F-dur
-g-moll
-B-dur
-a-moll
-C-dur
-A-dur