многозначное понятие, характеризующее роды и виды музыкального творчества в связи с их происхождением, условиями исполнения и восприятием. Понятие музыкального жанра отображает основную проблему музыковедения и музыкальной эстетики — взаимосвязь между в немузыкальными факторами творчества и её сугубо музыкальными характеристиками. Музыкальный жанр является одним из важнейших средств художественного отождествления.
Среди основных жанров народной музыки можно выделить календарные обрядовые песни, свадебные, эпические, танцевальные и лирические песни. Народная музыка была больше песенной, чем инструментальной (возможно, под влиянием церковного запрета на русские музыкальные инструменты);исполнялись частушки.
АРИОЗО — небольшая ария с мелодикой напевно-декламационного или песенного характера.
АРИЯ — законченный по построению эпизод в опере, оперетте, оратории или кантате, исполняемый певцом-солистом в сопровождении оркестра.
- наименование нескольких весьма различных поэтических и музыкальных жанров, лирическая хороводная или народная сюжетная песня драматического содержания с хоровым припевом, обычно на историческую, легендарную или фантастическую тему.
- разновидность мадригала , вокальное сочинение танцевального характера, скорее аккордового, нежели полифонического склада; особенность жанра - введение в текст дополнительных"бессмысленных" слогов.
БАЯТИ - жанр азербайджанских народных песен, главным образом лирического характера.
БЛЮЗ — жанр джазовой музыки, песня грустного, лирического содержания.
БЫЛИНА — русская народная эпическая песня-сказание.
ВИЛАНЕЛЛА - деревенская песня - жанр итальянской бытовой музыки XV-XVI вв..
ВИЛЬЯНСИКО - сельская песня - испанский музыкально-поэтический жанр, распространенный в эпоху Возрождения.
ГИМН — торжественная песня.
ДЖАЗ — разновидность импровизационной, танцевальной музыки.
ДИВЕРТИСМЕНТ - многочастное инструментальное музыкальное произведение типа сюиты, служившее главным образом для развлечения; жанр салонной музыки, близкий к попурри или сюите , составленная из балетных номеров.
ДИСКО — музыкальный стиль с упрощенной мелодикой и жестким ритмом.
ДУМЫ - лирико-эпический жанр украинского словесно-музыкального фольклора.
ИНВЕНЦИЯ — небольшая музыкальная пьеса, в которой существенное значение имеет какая-либо оригинальная находка в области мелодического развития, формообразования.
ИНТЕРМЕЦЦО — небольшая пьеса свободной формы, а также самостоятельный эпизод в опере или другом музыкальном произведении.
ИРМОС - жанр древнерусской церковной музыки.
КАНТ - род бытовой многоголосной песни, распространённой в России, на Украине и в Белоруссии в 17-18 вв.
КАНТАТА - жанр стихотворно-музыкального произведения, крупное вокально-инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра.
КАНТИГАС - жанр испанских светских и духовных песен, создаваемых придворными певцами-музыкантами с текстами на народном галисийско-португальском наречии.
КОНДУКТ - жанр вокальной, преимущественно многоголосной музыки западно-европейского средневековья.
КОНЦЕРТ - жанр крупного музыкального произведения виртуозного характера для солиста с оркестром, написанного чаще всего в форме сонатного цикла.
КОРРИДО - главный песенный жанр в мексиканском музыкальном фольклоре, восходящий к испанскому романсу.
КЮ - жанр киргизской инструментальной музыки.
МАДРИГАЛ - один из основных жанров многоголосной хоровой музыки.
МАКАМ - мугам, макама - музыкальный жанр в фольклоре народов Ближнего Востока, жанр плутовской новеллы.
МАРШ - музыкальный жанр, отличающийся строго размеренным темпом, четким ритмом, бодрым, мужественным, героическим характером.
МЕЙХАНА – азербайджанский народный музыкально-поэтический жанр, возникший в старину из стихотворных состязаний посетителей местных трактиров (пример -"Давай, до свидания ..."), своеобразные речитативные импровизации.
МЕЛОДРАМА - а) музыкально-театральный жанр, распространенный в XVIII в.; б) драматическое произведение, сопровождаемое музыкой.
МОТЕТ - жанр вокальной многоголосной музыки. в которых мелодия григорианского хорала (тенор) полифонически соединяется с двумя другими мелодическими линиями (дуплум и триплум).
ОПЕРА - жанр театрального искусства, в котором сценическое действие тесно слито с музыкой - вокальной и оркестровой.
Маргарита1091
14.09.2022
ХТК - "Хорошо темперированный клавир". Когда-то клавикорды и клавесины настраивались иначе, чем современные фортепиано. Поэтому на них невозможно было исполнять произведения в любой тональности. И вот был изобретён "Равномерно темперированный строй" в котором октава была разделена на 12 равных полутона. Чтобы показать все преимущества нового строя и был написан ХТК.
Кстати, 1-ый том был окончен Бахом в 1722 г. А 2-ой появился в 1744 г. под названием "24 новые прелюдии и фуги". Решение объединить их в 2 тома пришло позднее.
Так как существует 12 нот (до, до#, ре, ре# и так до си), а от каждой ноты можно образовать мажорную и минорную тональность, то получается 24 тональности. Для каждой тональности в ХТК написана 1 прелюдия и 1 фуга.
Расположены произведения следующим образом: 1) до мажор, прелюдия, фуга; 2) до минор, прелюдия, фуга; 3) до# мажор, прелюдия, фуга; 4) до# минор, прелюдия, фуга... и так до си минора.
Прелюдию и фугу в каждой паре объединяет в первую очередь тональность. Кроме того, несмотря на разнообразие темпов и настроений, в каждой паре прелюдия-фуга существуют тонкие внутренние связи, уловить которые можно внимательно слушая музыку.
Различие прелюдии и фуги. Прелюдия - короткое музыкальное произведение, не имеющие строгой формы. Их использовали, как небольшие произведения, предшествующие более сложному и развернутому музыкальному произведению, откуда и название - "прелюдия". Позже их стали сочинять, как самостоятельные произведения. Фуга же - наивысшая форма полифонической музыки. Она подчиняется строгим законам многоголосия, когда каждый голос повторяет в основном или изменённом виде тему, заданную в самом начале.
valya-7777
14.09.2022
Из всех искусств музыка — самое человечное и распространенное. (Жан Поль) Музыка — это стенография чувств. (Л.Н.Толстой) Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему... Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного. (Платон) Большие композиторы всегда и прежде всего обращали внимание на мелодию, как на ведущее начало в музыке. Мелодия — это музыка, главная основа всей музыки, поскольку совершенная мелодия подразумевает и вызывает к жизни свое гармоничное оформление. (А.П.Чехов)
Смычок и струны .
Какой тяжелый, темный бред! Как эти выси мутно-лунны! Касаться скрипки столько лет И не узнать при свете струны!
Кому ж нас надо? Кто зажег Два желтых лика, два унылых... И вдруг почувствовал смычок, Что кто-то взял и кто-то слил их.
«О, как давно! Сквозь эту тьму Скажи одно: ты та ли, та ли?» И струны ластились к нему, Звеня, но, ластясь, трепетали.
«Не правда ль, больше никогда Мы не расстанемся? довольно?..» И скрипка отвечала «да», Но сердцу скрипки было больно.
Смычок всё понял, он затих, А в скрипке эхо всё держалось... И было мукою для них, Что людям музыкой казалось.
Но человек не погасил До утра свеч И струны пели... Лишь солнце их нашло без сил На черном бархате постели.
(Анненский, Иннокентий)
Музыка
Когда и правая и левая рука Чрез волшебство поют на клавишах двухцветных, И звездною росой обрызгана тоска, И колокольчики журчат в мечтах рассветных,
Тогда священна ты, - ты не одна из нас, А ты, как солнца луч в движении тумана, И голос сердца ты, и листьев ты рассказ, И в роще дремлющей идущая Диана.
Всего острей поет в тебе одна струна – Чрез грезу Шумана и зыбкий стон Шопена. Безумие луны! И вся ты - как луна, Когда вскипит волна, но падает, как пена.
многозначное понятие, характеризующее роды и виды музыкального творчества в связи с их происхождением, условиями исполнения и восприятием. Понятие музыкального жанра отображает основную проблему музыковедения и музыкальной эстетики — взаимосвязь между в немузыкальными факторами творчества и её сугубо музыкальными характеристиками. Музыкальный жанр является одним из важнейших средств художественного отождествления.
Среди основных жанров народной музыки можно выделить календарные обрядовые песни, свадебные, эпические, танцевальные и лирические песни. Народная музыка была больше песенной, чем инструментальной (возможно, под влиянием церковного запрета на русские музыкальные инструменты);исполнялись частушки.
АРИОЗО — небольшая ария с мелодикой напевно-декламационного или песенного характера.
АРИЯ — законченный по построению эпизод в опере, оперетте, оратории или кантате, исполняемый певцом-солистом в сопровождении оркестра.
- наименование нескольких весьма различных поэтических и музыкальных жанров, лирическая хороводная или народная сюжетная песня драматического содержания с хоровым припевом, обычно на историческую, легендарную или фантастическую тему.
- разновидность мадригала , вокальное сочинение танцевального характера, скорее аккордового, нежели полифонического склада; особенность жанра - введение в текст дополнительных"бессмысленных" слогов.
БАЯТИ - жанр азербайджанских народных песен, главным образом лирического характера.
БЛЮЗ — жанр джазовой музыки, песня грустного, лирического содержания.
БЫЛИНА — русская народная эпическая песня-сказание.
ВИЛАНЕЛЛА - деревенская песня - жанр итальянской бытовой музыки XV-XVI вв..
ВИЛЬЯНСИКО - сельская песня - испанский музыкально-поэтический жанр, распространенный в эпоху Возрождения.
ГИМН — торжественная песня.
ДЖАЗ — разновидность импровизационной, танцевальной музыки.
ДИВЕРТИСМЕНТ - многочастное инструментальное музыкальное произведение типа сюиты, служившее главным образом для развлечения; жанр салонной музыки, близкий к попурри или сюите , составленная из балетных номеров.
ДИСКО — музыкальный стиль с упрощенной мелодикой и жестким ритмом.
ДУМЫ - лирико-эпический жанр украинского словесно-музыкального фольклора.
ИНВЕНЦИЯ — небольшая музыкальная пьеса, в которой существенное значение имеет какая-либо оригинальная находка в области мелодического развития, формообразования.
ИНТЕРМЕЦЦО — небольшая пьеса свободной формы, а также самостоятельный эпизод в опере или другом музыкальном произведении.
ИРМОС - жанр древнерусской церковной музыки.
КАНТ - род бытовой многоголосной песни, распространённой в России, на Украине и в Белоруссии в 17-18 вв.
КАНТАТА - жанр стихотворно-музыкального произведения, крупное вокально-инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра.
КАНТИГАС - жанр испанских светских и духовных песен, создаваемых придворными певцами-музыкантами с текстами на народном галисийско-португальском наречии.
КАНТИЛЕНА — напевная, плавная мелодия.
КАПРИЧЧО — виртуозная инструментальная пьеса импровизационного склада с неожиданной сменой образов, настроений.
КОНДУКТ - жанр вокальной, преимущественно многоголосной музыки западно-европейского средневековья.
КОНЦЕРТ - жанр крупного музыкального произведения виртуозного характера для солиста с оркестром, написанного чаще всего в форме сонатного цикла.
КОРРИДО - главный песенный жанр в мексиканском музыкальном фольклоре, восходящий к испанскому романсу.
КЮ - жанр киргизской инструментальной музыки.
МАДРИГАЛ - один из основных жанров многоголосной хоровой музыки.
МАКАМ - мугам, макама - музыкальный жанр в фольклоре народов Ближнего Востока, жанр плутовской новеллы.
МАРШ - музыкальный жанр, отличающийся строго размеренным темпом, четким ритмом, бодрым, мужественным, героическим характером.
МЕЙХАНА – азербайджанский народный музыкально-поэтический жанр, возникший в старину из стихотворных состязаний посетителей местных трактиров (пример -"Давай, до свидания ..."), своеобразные речитативные импровизации.
МЕЛОДРАМА - а) музыкально-театральный жанр, распространенный в XVIII в.; б) драматическое произведение, сопровождаемое музыкой.
МОТЕТ - жанр вокальной многоголосной музыки. в которых мелодия григорианского хорала (тенор) полифонически соединяется с двумя другими мелодическими линиями (дуплум и триплум).
ОПЕРА - жанр театрального искусства, в котором сценическое действие тесно слито с музыкой - вокальной и оркестровой.