Оливье́ Эже́н Шарль Проспе́р Мессиа́н (фр. Olivier Eugène Charles Prosper Messiaen [ɔliˈvje mɛˈsjɛ̃]}; 10 декабря 1908, Авиньон — 27 апреля 1992, Клиши-ла-Гаренн) — французский композитор, теоретик музыки, педагог.
ТВОРЧЕСТВО
В теоретических трудах («Техника моего музыкального языка», 1944; «Трактат о ритме», 1948) сформулировал собственные новые и сложные композиционные принципы. В сочинениях Мессиана нашли отражение теологические идеи и искания (фортепианный цикл «Двадцать взглядов на младенца Иисуса», оркестрово-хоровое сочинение «Три маленькие литургии божественного присутствия», оба — 1944), изучение традиций неевропейских культур — индийской, японской, латиноамериканской (симфония «Турангалила» и др.), увлечение орнитологией, особенно изучение голосов птиц («Каталог птиц» для фортепьяно, тетради 1—7, 1956—1958, и др.).
Первый опыт сериализма в музыке — пьеса Мессиана «Лад длительностей и интенсивностей» (фр. Mode de Valeurs d’Intensites, 1949, из цикла «Четыре ритмических этюда», Quatre études de rythme). Вся музыка представляет собой последовательность серий из определенных нот, длительностей этих нот и их же громкости — и ни один из элементов серии не может повториться, пока не проиграются все остальные. Идея была подхвачена композиторами Дармштадтской школы. В определённом смысле эта пьеса осталась в творчестве Мессиана особняком — как радикальный творческий эксперимент.
Автор монументальной оперы «Святой Франциск Ассизский» (1983). Концертировал как органист и пианист (исполнитель собственных сочинений); блестящий импровизатор. Он расширил симфонию на 10 частей
его музика
1928 — Евхаристическая трапеза (Le banquet eucharistique)
1930 — Забытые приношения (Les offrandes oubliées)
1931 — Гроб сияющий (Le tombeau resplendissant)
1932 — Гимн святому причастию (Hymne au Saint Sacrement)
1933 — Вознесение. 4 размышления (L’Ascension)
1948 — Турангалила-симфония (Turangalîla-Symphonie) с фп., волны Мартено
1953 — Пробуждение птиц (La réveil des oiseaux) с фп.
1956 — Экзотические птицы (Les oiseaux exotiques) с фп., ударными
1960 — Хронохромия (Chronochromie)
1963 — Семь хокку (Sept haïkaï) с фп.
1963 — Цвета града небесного (Couleurs de la cité céleste) с фп.
1963 — Чаю воскресения мёртвых (Et exspecto resurrectionem mortuorum) для дух. орк. и ударных
1974 — Из ущелий к звездам (Des canyons aux étoiles) с фп.
1986 — Витраж и птицы (Un vitrail et des oiseaux) с фп.
1987 — Город в вышних / Вышнеград (La Ville d’en haut) для фп., духовых и ударных
1989 — Улыбка (Un sourire)
1991 — Концерт для четырёх / Четверной концерт (Concert à quatre) для фп., флейты, гобоя и виолончели с оркестром
1992 — Озарения потустороннего / Свет нездешний (Éclairs sur l’au-delà)
Камерно-инструментальная музыка
1932 — Тема с вариациями (Thème et variations) для скр. и фп.
1941 — Квартет на конец времени (Quatuor pour la fin du temps) для скр., кларнета, влч., фп.
1950 — Чёрный дрозд (Le merle noir) для флейты и фп.
Для фортепиано
1928—1929 — 8 прелюдий (8 préludes)
1932 — Фантазия-бурлеска (Fantaisie burlesque)
1935 — Пьеса на гробницу Поля Дюка (Pièce pour le tombeau de Paul Dukas)
1943 — Рондо (Rondeau)
1944 — Двадцать взглядов на младенца Иисуса (Vingt regards sur l’enfant Jesus)
1949 — Кантейоджайя. Ритмический этюд (Cantéyodjayâ)
1949—1950 — Четыре ритмических этюда (Quatre études de rythme):
если нетак изменю
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Творчество баха иоганна с его исполненениями
Английские сюитыОрганное творчество
Органная музыка в Германии ко времени Баха уже обладала давними традициями, сложившимися благодаря предшественникам Баха — Пахельбелю, Бёму, Букстехуде и другим композиторам, каждый из которых по-своему влиял на него. Со многими из них Бах был знаком лично.
При жизни Бах был больше всего известен как первоклассный органист, преподаватель и сочинитель органной музыки. Он работал как в традиционных для того времени «свободных» жанрах, таких как прелюдия, фантазия, токката, пассакалия, так и в более строгих формах — хоральной прелюдии и фуги. В своих произведениях для органа Бах умело соединял черты разных музыкальных стилей, с которыми он знакомился в течение жизни. На композитора оказала влияние как музыка северогерманских композиторов (Георг Бём, с которым Бах встретился в Люнебурге, и Дитрих Букстехуде в Любеке), так и музыка южногерманских композиторов. Помимо того, Бах копировал сочинения французских и итальянских композиторов, чтобы лучше понять их технику; позже он переложил несколько скрипичных концертов Вивальди для органа. В течение наиболее плодотворного для органной музыки периода (1708—1714) Иоганн Себастьян не только написал много пар прелюдий, токкат и фуг, но и «Органную книжечку» («Orgelbüchlein») — сборник из 46 прелюдий, в котором демонстрировались различные методы и техники инструментальной обработки протестантских хоралов. После отъезда из Веймара Бах стал меньше писать для органа; тем не менее, после Веймара были написаны многие известные произведения, в том числе, 6 трио-сонат, третья часть сборника «Clavier-Übung» и 18 Лейпцигских хоралов. Всю жизнь Бах не только сочинял музыку для органа, но и занимался консультированием при постройке инструментов, проводил экспертизу новых органов и хорошо ориентировался в особенностях их настройки.
Клавирное творчество
Бах также написал множество произведений для клавесина, многие из которых можно было исполнять и на клавикорде. Многие из этих творений представляют собой энциклопедические сборники, демонстрирующие различные приёмы и методы сочинения полифонических произведений. Наиболее известны:
и Французские сюиты. Каждый сборник содержит по 6 сюит, построенных по стандартной схеме (аллеманда, куранта, сарабанда, жига и необязательная часть между последними двумя). В английских сюитах аллеманде предшествует прелюдия, а между сарабандой и жигой присутствует ровно одна часть; во французских сюитах количество необязательных частей увеличивается, а прелюдии отсутствуют.
Первая и вторая части сборника «Clavier-Übung» (букв. «упражнения для клавира»). В первую часть (1731) вошли шесть партит, во вторую (1735) — Увертюра во французском стиле (BWV 831) и Итальянский концерт (BWV 971).
Бах писал музыку как для отдельных инструментов, так и для ансамблей. Его произведения для инструментов соло — 3 сонаты и 3 партиты для скрипки соло, BWV 1001—1006, 6 сюит для виолончели, BWV 1007—1012, и партиту для флейты соло, BWV 1013, — многие считают одними из самых глубоких творений композитора. Кроме того, Бах сочинил несколько произведений для лютни соло. Писал он также трио-сонаты, сонаты для солирующих флейты и виолы да гамба, сопровождаемых лишь генерал-басом, а также большое количество канонов и ричеркаров, в основном без указания инструментов для исполнения. Наиболее значимые примеры таких произведений — циклы «Искусство фуги» и «Музыкальное приношение».
Бах написал множество произведений для оркестра и солирующих с ним инструментов. Одни из самых известных — «Бранденбургские концерты». Они были так названы, потому что Бах, послав их маркграфу Христиану Людвигу Бранденбург-Шведтскому в 1721 году, думал получить работу при его дворе; эта попытка оказалась безуспешной. Эти шесть концертов написаны в жанре кончерто гроссо. Оркестровые шедевры Баха включают два скрипичных концерта (BWV 1041 и 1042), концерт для 2 скрипок ре минор BWV 1043, так называемый «тройной» ля-минорный концерт (для флейты, скрипки, клавесина, струнных и basso continuo) BWV 1044 и концерты для клавиров и камерного оркестра: семь для одного клавира (BWV 1052—1058), три — для двух (BWV 1060—1062), два — для трёх (BWV 1063 и 1064) и один — ля минорный BWV 1065 — для четырёх клавесинов. В наше время эти концерты с оркестром часто исполняются на фортепиано, поэтому их иногда называют «фортепианными» концертами Баха, но не стоит забывать, что во времена Баха фортепиано не было.