Винсент Ван Гог. Звёздная ночь, 1889 г.
Поль Сезанн. Бибемус, красная скала, 1897 г.
Логотип Викисловаря В Викисловаре есть статья «Искусство»
Иску́сство (от церк.-слав. искусьство (лат. experimentum — опыт, проба); ст.‑слав. искоусъ — опыт, испытание[1][2]) — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения[3] внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей[4].
Искусство (наряду с наукой) — один из познания, как в естественнонаучной[5], так и в религиозной картине восприятия мира.
Понятие искусства крайне широко — оно может проявляться как чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определённой области. Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному.Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание эстетически-выразительных форм.
Русские народные песни
А
«А кто ж то у нас…»
«А мы масленицу прокатали…»
«Ах вы, сени, мои сени…»
«Ах ты, душечка…»
«Ах ты, зимушка, зима…»
«Ах ты, ноченька…»
«Ах ты, степь широкая…»
«Ах, Самара-городок…»
«Ах, утушка моя луговая…»
Б
«Барыня, барыня, сударыня барыня…»
В
«В деревне было Ольховке…»
«В темном лесе…»
Валенки («Валенки да валенки, ой, да неподшиты, стареньки…»)
«Василий Звездин…» оп-32
«Вдоль да по речке…»
«Вдоль по Питерской…» рнп-318
«Вдоль по улице метелица метет…»
«Весной Волга разольется…»
«Вечерний звон…»
«Выйду на улицу…»
Г
«Глухой, неведомой тайгою…»
«Господа за речкою…» ред.
«Государыня ты масленица…» оп-287
«Гуси-лебеди летели через кострицыны сени…» оп-27
Д
«Да вы, ребята, бери дружно…»
«Дай блин, дай кишку…» оп-37
Два веселых гуся
«Дома ли хозяин?..» оп-22
«Дома ли хозяйка?..» оп-19
«Дубина-дубинушка…»
Дубинушка ред.
Дуня-тонкопряха
Е
Ермак («Ревела буря, дождь шумел…») ред.
«Ехали казаки…»
«Ехал на ярмарку ухарь-купец…»
Ж
«Живет моя отрада…» ред.
Жигули
З
«За двором…» бал-5, кир-1241 ред.
«За реченькой, за быстрою…» оп-20
«Задумал да старый дед…»
«Заиграй, моя волынка…» рнп-324
«Земелюшка — чернозем…»
И
Ивушки
«Из-за острова на стрежень…»
«Из-под дуба, из-под вяза…»
«Исус Христос…» пкп-122
К
«Как в деревне во Ильинской…»
«Как во городе стольно-киевском…» рк-1 ред.
«Как за нашим за двором…»
«Как за речкою, да за быстрою…» рк-100 ред.
«Как Иван-то господин по новым сеням ходил…» оп-26
«Калёда-перепёлка»
Калинка
Камаринская
«Когда б имел златые горы…»
«Когда я на почте служил ямщиком…»
«Коляда по проулку шла»
Колядки оп-6-13
«Комар пищит…» пкп-133
Коробушка (Коробейники)
«Куманечек, побывай у меня…» рнп-349
Л
«Летят утки…»
«Липа вековая…»
Лучинушка («Лучина, лучинушка…») ред.
Лучинушка (Панов) ред.
«Любо, братцы, любо…»
М
«Матушка, что во поле пыльно?..»
«Мы бьем первую залогу…»
«Мы завьём венки…» пкп-494
«Мы на лодочке катались…»
«Мы посеем конопельку…»
«Мы ходили по проулочкам…» оп-17
Н
«На горе, горе…» ред.
«На горе дубок приклонясь стоит…» ред.
«На горе-то калина…»
«На улице дождик…»
Неделька
«Ничто в полюшке не колышется…»
«Ночь темна была…» ред.
О
О Вольге и Микуле («Жил Святослав девяносто лет…») рк-2 ред.
Однозвучно гремит колокольчик
Ой, вставала я ранёшенько
Ой, да как хотела меня мать
Ой, да ты, калинушка
Ой, дубинушка, охни ред.
«Ой, мороз-мороз…»
«Ой, ой, ты, масленица…» оп-266
«Ой, пала припала…» рк-16 ред.
Ой, по над Волгой
Ой, при лужку, при лужке
Ой, то не вечер
Окрасился месяц багрянцем
Отставала лебёдушка
П
«Перевоз Дуня держала…»
Песни хлеву оп-77-78
Песни, сулящие счастье и богатство оп-79-101
«Петрушечка-господырёк!..» пкп-733
«По диким степям Забайкалья…» ред.
«По Дону гуляет казак молодой…»
«По Муромской дорожке…»
«По улице мостовой…»
«Подойду, подойду…» бал-2, соб2-611 ред.
«Позарастали стежки-дорожки…»
«Пойдём, девочки…» пкп-499
«Пойду ль я, выйду ль я…»
«Помню, я еще молодушкой была…»
Посевальные приговоры
«Посею лебеду…»
«Последний нонешний денечек…»
«Потеряла я колечко…»
«При долине куст калины…»
«Пришла верба…» пкп-459
«Пришла матка…» кир-1830
Прощай, радость
Пряха
«Посеяли лён за рекою…»
Р
«Раскинулось море широко…»
«Раз полосоньку я жала…»
«Раз, два, люблю тебя…»
«Расскажи-ка, масленица…»
Родина («Вижу чудное приволье…»)
Русская метелица
С
Сбор колец («Вился, вился соловей…») оп-76
«С горки на гору ходила…»
«С одесского кичмана…»
«Сама садик я садила…»
«Светит месяц…»
«Сеяли девушки ярый хмель»
«Скача, пляшет воробейко…» ляд-25 ред.
«Славное море — священный Байкал…»
«Снеги белые…» ляд-7 ред.
«Солдатушки, браво-ребятушки…» ред.
«Солнце всходит и заходит…»
Соловей Будимирович («Высота ли, высота поднебесная…») рк-3 ред.
«Соловьем залетным…»
«Среди долины ровныя…»
«Степь да степь кругом…» ред.
«Степь моя Маздовская…» кир-1869
Т
«То не ветер ветку клонит…»
«Топится, топится в огороде баня…»
Тоска по отчизне («Ай вы, ветры, ветры буйные…»)
«Трансвааль, страна моя…»)
«Ты взойди, солнце красное…» пкп-18
«Ты воспой в саду соловейко…» ред.
«Ты река ль, моя реченька…» ляд-12 ред.
У
«У ворот сосна раскачалася…» ред.
«У меня ль во садочке…»
«У нас нонче субботея…»
«У церкви стояла карета…»
«Уж ты пташечка…» пкп 413
«Уж ты, сад…» рнп-157
«Усеня, усеня, у ворот костеня…» оп-23
«Утро туманное…»
«Утенушка луговая…» ляд-30 ред.
Ухарь-купец ред.
Х
«Хаз-Булат удалой…»
«Ходил овсень по светлым вечерам…» оп-9
«Ходит петух…» пкп 189
«Хоть Москва в руках французов…» ред.
Хуторок
Ч
Час да по часу
Чем тебя я огорчила — Александр Петрович Сумароков (слова)
Чернобровый, черноокий
Чёрный ворон
Что мне жить и тужить
«Что стоишь, качаясь…» ред.
Что ты жадно глядишь на дорогу...
Что ты, белая береза
Ш
«Шел дорожкой лесовой…»
«Шумел камыш…»
Щ
«Щедровочка щедровала…»
Э
«Эй, авсень за рекою»
«Эй, ухнем…» ред.
«Эх вы сани, сани…»
Я
«Я в садочке была…»
«Я на горку шла…»
Я на камушке сижу
Я пойду рябину заломаю
Я посею ли, млада
Я с комариком плясала
Я вечор млада
Яблочко
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Вкакую эпоху развивалось направление известное, как «венский классицизм»?
композиторы й. гайдн, в. а. моцарт и л. бетховен принадлежат художественному направлению европейской музыкальной культуры второй половины 18 – начала 19 века под названием «венский классицизм». основные художественные принципы данного направления представлены в музыке на рубеже 18-19 веков, т.к. в раннем творчестве гайдна и моцарта они только зарождались, а поздний бетховен уже близок к следующему направлению — романтизму.
венский классицизм подготовлен художественным опытом предшественников и современников, в том числе итальянской и французской оперой и инструментальной музыкой, музыкой (гендель, бах, мангеймская школа.
в 17 в. начинает развиваться музыкальный театр. осуществляются музыкально-драматические постановки (кайзершпили). под влиянием итальянской музыки сформировалась итальянская придворная оперная труппа, ставились оперы (в т.ч. оперы к. монтеверди).
в 1708 г. в вене построен новый придворный театр, появляются австрийские певцы.
с середины 18 в. музыке отводилась ведущая роль в культуре австрии. открывались аристократические театры и капеллы. распространилась развлекательная инструментальная музыка – дивертисменты, серенады. устраивались симфонические концерты и оперные спектакли. ставились венские музыкальные комедии под руководством и. страницкого – одного из основоположников австрийской национальной комической оперы-зингшпиля.
композиторы-предшественники венских классиков – г. муффат, г. к. вагензейль, г. м. монн, г. ройтер и другие.
представитель музыкального классицизма к. в. глюк был близок к исканиям венских классиков.
характерные черты эпохи венского классицизма:
универсальность художественного мышления, логичность, ясность художественной формы;
органичное сочетание чувства и интеллекта, трагического и комического, тонкого расчета и естественности, непринужденность высказывания.
в творчестве венских классиков выражено динамическое понимание жизненных процессов, нашедших наиболее полное воплощение в сонатно-симфоническом цикле.
для эпохи венских классиков характерны:
расцвет ведущих инструментальных жанров эпохи – симфонии, сонаты, концерты и камерные ансамбли.
окончательное формирование 4-частного сонатно-симфонического цикла.
черты: строгая , централизованность в сочетании с внутренним разнообразием, богатством. формируется форма периода, индивидуализируется музыкальный тематизм.
расцвет классицизма совпал со становлением симфонического оркестра – в эту эпоху определился его стабильный состав, выделились группы оркестра.
сложились типы камерных ансамблей: фортепианное трио, струнные квартеты и т.д.
выделилось широкое направление сольной клавирной музыки.
развились разные типы опер (у моцарта) – лирическая и социально-обличительная комедия, музыкальная драма, философская опера-сказка и др.
гайдн – создатель инструментального стиля венских классиков. в его сочинениях утвердился 4-частный сонатно-симфонический цикл, исполнительский состав и тип тематизма.
гайдну оказалась наиболее близка инструментальная сфера, он больше тяготел к объективным народно-жанровым образам. бетховен – к героике. моцарт – к разнообразным оттенкам лирических переживаний.