История дирижирования уходит корнями в глубокую древность. Еще у первобытных людей, исполнявших под аккомпанемент примитивных музыкальных инструментов ритуальные танцы, были свои "дирижеры", чаще всего они "дирижировали" разнообразными телодвижениями, а иногда с раковин, отточенных камней или палок.
Когда же музыкальный язык начал усложняться и от дирижера потребовалось не только отстукивание ритма, но и указания на характер исполняемой музыки, главным орудием дирижера стали руки. Теперь дирижер руководил оркестром, ансамблем или хором при движений рук и пальцев. Эту сложную, существующую много столетий систему дирижирования назвали хейрономией.
Слово "хейрономия" греческого происхождения, т.к. эта система дирижирования получила особое распространение в Древней Греции, а точнее - в древнегреческом театре. Здесь дирижерские обязанности выполнял предводитель хора - карифей. Он дирижировал хором и инструментальным ансамблем, сопровождавшим спектакль.
Карифей задавал тон певцам, показывая, когда должны вступать инструменты. Он дирижировал руками, лишь иногда отбивая ритмударами окованной железом подошвы.
Хейрономия продолжала существовать и в период средневековья. Ее приемами пользовались церковные дирижеры. Назывались они по-разному - канторы, магистры - и были окружены большим почетом. Символом их высокого положения был тяжелый, богато отделанный жезл. Во время богослужения кантор или магистр с гордостью помещал этот жезл на самое видное место.
Однако хейрономия была не единственным дирижирования, которым пользовались средневековые музыканты.
В это же время происходит превращение почетного жезла в баттуту - дирижерскую палочку.
Постепенно дирижирование баттутой все больше увлекает музыкантов, и к середине XVI века ее применяют уже наравне с хейрономией.
Но у дирижирования баттутой был недостаток. Многие дирижеры отсчитывали такт ударами баттуты о пюпитр. Оркестр благодаря этому играл более стройно, но постоянные удары мешали слышать музыку. Пытаясь преодолеть ненужный шум, дирижеры часто заменяли баттуту другими предметами: носовым платком, свернутыми в трубку нотами. И к XVIII веку в дирижировании царил полный разброд: каждый дирижировал, как хотел и чем хотел.
А тем временем оркестровое искусство, достигшее значительного расцвета, выдвинуло еще одну систему дирижирования. Главную роль выполнял в ней клавесинист, вокруг которого располагались остальные участники оркестра. Иногда обязанности дирижера брал на себя первый скрипач концертмейстер оркестра.
Вскоре эти два дирижирования - за клавесином и с скрипки и смычка - слились, и появилась новая система двойного дирижирования. При ней оркестром постоянно руководили два дирижера: клавесинист и концертмейстер. Затем эта система еще усложняется. Появляется третий дирижер, который руководит действиями первых двух. Так, с тремя дирижерами впервые исполнялась девятая симфония Беховена.
К началу XIX века клавесин выбыл из состава оркестра. И снова встал вопрос: как и чем дирижировать? Постепенно музыканты приходили к выводу, что дирижер должен быть самостоятельным руководителем оркестра, а не совмещать дирижирование с игрой на каком либо инструменте. Большой вклад в это внесли такие выдающиеся музыканты, как Ференц Лист, Феликс Мендельсон, Людвиг Шпор, Ганс Бюлов, Гектор Берлиоз, Рихард Вагнер.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Нужно нужно зарание выберите характерные для романса признаки (3 признака) a) стихи в романсе играют несущественную роль. b) в музыке романса больше внимания уделяется настроению, суть романса – в содержании стихов и в мелодии, а не в аккомпанементе. c) в романсе важны одновременно и слово, и музыка, и вокал. d) обычно романсы исполняются под аккомпанемент оркестра. e) романс может быть только лирическим, т.е. иметь любовное содержание, тогда как песня может быть патриотической, героической и т.д. f) в романсе всегда есть припев. ответ:
камерное музыкальное произведение, написанное
на лирические стихи, которое обычно исполняется
солистом в сопровождении фортепиано или гитары.
Романс схож с песней, но в то же время отличается от
неё некоторыми особенностями, что, собственно,
и делает романс романсом.
Его отличие от песни в особой певучести и чёткой рельефной
мелодичности.
В романсе обычно отсутствует припев (рефрен), хотя бывают
исключения.
В музыке романса, в отличие от песни, больше внимания
уделяется настроению (а не ритму, к примеру), суть романса –
в содержании стихов и в мелодии, а не в аккомпанементе.
Обычно романсы являются камерной музыкой
(пение с аккомпанементом одного инструмента, чаще фортепьяно).
Но и здесь, конечно, бывают исключения – аккомпанемент оркестра.
В романсе важны одновременно и слово, и музыка, и вокал.
Романс является более интимным произведением,
чем песня, поэтому он может быть только лирическим,
тогда как песня может быть патриотической, героической и т. д.
В связи с тем, что романс обычно выражает любовное чувство,
в нём всегда присутствует или подразумевается адресат,
т. е. романс в каком-то смысле должен иметь диалог,
хотя бы и внутренний.
Стихи романса обычно сами по себе мелодичны, напевны,
трогательны и нежны или же трагичны. Можешь выбрать по тексту какие ответы правильны так, как это разъяснение что такое романс.