1. В оперном театре — литературная основа музыкально-драматического сочинения, словесный текст вокального произведения (в т. ч. — оперетты или оратории) . Художественная ценность оперного либретто определяется органичным сочетанием драматургического развития с цельностью музыкальной формы, и не может рассматриваться изолированно, вне музыки. Хотя либретто и строится в соответствии с общими законами драматургии, оно имеет ряд специфических особенностей: лаконичность текста; относительная замедленность сценического действия; повышенное внимание к фонетике, удобной для вокального воспроизведения; подчиненность текста и всего сценария законам музыкальной композиции (чередование вокальных и симфонических эпизодов, наложение одного текста на другой в номерах ансамбля, повтор музыкальных тем и т. д.) . Таким образом, первичный элемент структуры оперного либретто — партитура, вне зависимости от того, кому принадлежит замысел оперы, композитору или драматургу. Либретто может представлять собой оригинальное сочинение (Аида Дж. Верди) , или основываться на сюжете драматургического или прозаического произведения (Кармен Ж. Бизе — по мотивам новеллы П. Мериме; Пиковая дама П. Чайковского по роману А. Пушкина и т. д.) . Во втором случае замысел первичного произведения подвергается переработке, иногда — коренной. Вводятся новые персонажи, дописываются и адаптируются тексты. Известный российский либреттист М. И. Чайковский (писавший либретто не только к операм своего брата, но и к произведениям Рахманинова, Направника, Аренского и других русских композиторов) , в соответствии с замыслом композитора, ввел в оперу Евгений Онегин генерала Гремина, мужа Татьяны.
katya860531
30.09.2021
Тритоны - это интервалы, в которых количество тонов равняется трём. Тритонов всего два: ум5 (уменьшенная квинта) и ув4 (увеличенная кварта). Строятся они на 4 и 7 ступенях в мажоре и на 2 и 6 ступенях в миноре.
Возьмём самую простую тональность без знаков - до мажор - и построим в ней тритоны и сделаем к ним обращения. В до мажоре они строятся на 4 и 7 ступенях, т.е. звуках фа и си (их легко запомнить как "фасидя" и "сифадя"). Фа си - увеличенная кварта (ув4), а её обращение си фа будет уменьшенной квинтой (ум5).
Возьмём простую минорную тональность ля минор и сделаем в ней тоже самое. Тритоны в миноре строятся на 2 и 6 ступенях, т.е. в ля миноре они будут строится на звуках си и фа (ступени такие же, как и в мажоре потому что эти тональности параллельны). Здесь все также: си фа - ум5, фа си - ув4, т.е. они взаимообращаемы.