сонатно-симфонический цикл — циклическая музыкальная форма произведения, принадлежащего к одному из жанров (симфония, концерт, соната, трио, квартет, квинтет и т. в которых принято хотя бы одну из частей (чаще всего — первую) излагать в сонатной форме.от сюитного цикла (сюиты) отличается бо́льшей значительностью содержания и единой линией развития, а также бо́льшей строения цикла (прежде всего — в количестве частей и их последовательности).
сонатно-симфонический цикл является наиболее крупной циклической формой среди чисто инструментальных форм. при этом он обладает большой гибкостью: в форме сонатно-симфонического цикла могут быть написаны как большие (в том числе — огромные по масштабу и времени звучания), так и небольшие, как в жанре симфонии, так и камерно-музыкальные произведения.
характеристики форм[править | править вики-текст] количество частей[править | править вики-текст]в музыке венских классиков (гайдна, моцарта, бетховена) закрепились и стали «нормативными»:
трёхчастный цикл[править | править вики-текст] в сонате,в концерте для солиста (солистов) с оркестром,в камерной музыке с участием фортепиано в классических симфониях трёхчастный цикл встречается реже и он характерен, в основном, для более ранней итальянской школы — см. некоторые симфонии гайдна и моцарта ранних периодов творчества четырёхчастный цикл[править | править вики-текст] в симфонии (со времён к.ф.э. баха и гайдна),в камерной музыке без участия фортепиано (прежде всего — в квартетах, квинтетах и т.в некоторых сонатах гайдна, моцарта четырёхчастный цикл может состоять и из двух частей.[уточнить] (например сонаты для скрипки и фортепиано моцарта k 301-305.)
форма частей[править | править вики-текст]форма частей цикла может быть весьма разнообразной, но, так как форма той или иной части сильно связана с жанром этой части (а жанровые функции частей имеют свои нормативные соотношения, см. выше), существуют некоторые устоявшиеся формы.
наиболее стабильны формы первой части (сонатная форма) и скерцо или менуэта (сложная трёхчастная). гораздо менее стабильна форма финала (наиболее употребимые формы: большое рондо и его разновидности, рондо-соната, вариации), наибольшую свободу допускает медленная часть (здесь наиболее типично малое рондо, но нередки другие формы рондо, сложная трёхчастная форма, вариации, сонатная форма).
однако существует множество нетипичных случаев. например, первая часть может быть написана в форме вариаций (бетховен. соната для фортепиано № 12), скерцо — в форме рондо (глазунов. симфония № 5), финал в форме фуги (бетховен. соната для фортепиано № 29). в крайне редких случаях сонатно-симфонический цикл может вообще не содержать сонатной формы (моцарт ― соната a-dur).
единство цикла[править | править вики-текст]при таких разных и контрастных частях единству цикла способствуют тональные, жанровые соотношения, соподчиненность частей, формальная дифференциация.
также ради укрепления единства цикла нередко встречается перенесение темы (тем) первой части в финал (например, фортепианный концерт скрябина), даже звучание тем всех частей в финале (симфонии № 9 бетховена), либо применение сквозного мотива, проводимого во всех частях цикла (берлиоз ― фантастическая симфония, «гарольд в италии», чайковский ― «манфред», пятая симфония).
примечания[править | править вики-текст] ↑ финалом (итал. finale) называется последняя часть цикла из 3-х и более частей.↑ например, тональности частей девятой симфонии малера: 1. ре мажор, 2. до мажор, 3. ля минор, 4. ре-бемоль мажор.Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
70 музыка в инете какие музыканты и коллективы исполняют в современной обработке токкаба и фуга в мэй
выше мы видели, что женитьба героя когда-то составляла один из главнейших сюжетов эпоса. это заставляет нас поставить вопрос о былинах, в которых поется о сватовстве. число таких былин довольно значительно. ближайшее рассмотрение их покажет, что в них сталкиваются две идеологии: старая идеология распада родового строя, при котором сватовство героизировалось, и новая идеология, идеология государства, которая такую героизацию отвергает. в этом основной конфликт, пронизывающий все былины о сватовстве. подобно тому как государство не есть развитие родового строя, хотя оно и возникает на его почве, так и художественное творчество новой эпохи не есть продолжение творчества предыдущей эпохи, хотя оно в начале своего развития и связано с ним. оно представляет собой качественно новое образование. былины о сватовстве мы располагаем в условно-хронологическом порядке, начиная с тех, которые содержат наиболее древние элементы или прослойки. к таким относится былина о садко.правда, в той ее форме, в какой былина дошла до нас, сватовство — не главный ее мотив. что садко сватается к дочери морского царя в настоящее время не составляет основного содержания песни. но можно показать, что этот мотив составляет древнейший стержень песни, который позднее был видоизменен и оброс подробностями, почерпнутыми из жизни древнего новгорода, и это дает нам право отнести былину о садко к песням о сватовстве.былина о садко принадлежит к лучшим и интереснейшим в эпосе. в некоторых своих частях (встреча садко с морским царем) она весьма архаична, в других она отражает позднейшую реально- обстановку древнего новгорода.древнейший период у нас принято называть киевским периодом. не следует, однако, забывать, что, как говорит акад. греков, «киевское государство, или держава рюриковичей, образовалось из слияния двух восточно-славянских государств — собственно киевского и новгородского». из них новгородское должно быть признано более древним. таким образом, признание именно новгородской былины одной из древнейших в эпосе само по себе не противоречит данным. былина о садко не только «докиевская», но и «доновгородская». основные слагаемые этой былины древнее новгорода. но новгородская русь придала этим слагаемым такую форму и вложила в них такой смысл и такое содержание, что былина о садко в дошедшей до нас форме должна быть признана созданием уже новгорода.