Цикл «Песнопения и молитвы» — произведение, занимающее особое место в творчестве Георгия Свиридова, волею судеб оказавшееся его последней работой. Это сочинение стало не только фактическим завершением творческого пути композитора, но и логическим итогом целого направления, вызревавшего в течение последних трех десятилетий его жизни. Условно это направление можно назвать духовно-музыкальным. Условно, потому что трудно отделить у Свиридова собственно духовные произведения в традиционном смысле этого слова от светских – поэма «Отчалившая Русь», кантата «Светлый гость», хор «Душа грустит о небесах» (все – на стихи С. Есенина) или хоровой цикл «Песни безвременья» (на стихи А. Блока) буквально пронизаны евангельскими образами и персонажами, цитатами из Псалтири или Нового Завета, пропитаны религиозной символикой и мотивами. В связи с этим, уместно привести классификацию музыки, которую сделал Свиридов в одной из своих тетрадей: «Музыка: а) церковная; б) светская; в) духовная.
а) предназначенная для исполнения в Храме и являющаяся частью обряда канонического, традиционного, строго узаконенного;
б) светская, исполняемая на концерте либо в театре;
в) духовная музыка – и то, и другое. Музыка, отмеченная влиянием Духа Святаго».
Или другая запись: «…Духовное искусство в светских формах» В нем царит высоко-торжественный дух православного богослужения».
При создании «Песнопений и молитв» Свиридов поставил перед собой необычную задачу – создать светскую по форме, но православную по духу «литургическую музыку». Еще одним фактом, отражающим оригинальный замысел Свиридова, могут служить тексты, выбранные и подготовленные автором для цикла. Все номера написаны на богослужебные тексты: из Псалтири, акафистов, молебнов, литургии. Известно, что при создании церковных песнопений композитор должен воспроизводить литургический текст без каких-либо изменений. За редким исключением, все отобранные тексты были подвергнуты Свиридовым переработке. Она заключалась в изменении отдельных слогов в словах, замене окончаний или использовании аналогов из современного русского языка. Главным критерием служило тут «звучание распетого слова». В этом не было ни небрежения к традиции церкви, ни проявления авторского произвола.
Это – композиционный принцип Свиридова (он никогда не писал «музыку на стихи», а стремился соединить слово в единое музыкально-поэтическое целое.) Не случайно, в названии композитор отказался от традиционного подзаголовка «Из православного обихода», заменив его необычным словосочетанием «Из литургической поэзии». Для автора Молитвослов и Псалтирь были не только богослужебными книгами, но и образцами высочайшей поэзии. В цикл вошло 26 отдельных номеров, составивших 5 разделов. Как уже отмечалось, произведение не было закончено, а многочисленные черновики, эскизы свидетельствуют о том, что работа над ним находилась в стадии накопления материала. Автор сам до конца ясно не представлял его окончательную форму.
На диске в исполнении камерного хора «Кредо» цикл выстроен «хронологически». После двух молитв следуют разделы: «Из Ветхого Завета», «Странное Рождество видевше», «Неизреченное чудо», «Се Жених грядет». Таким образом, все хоры группируются вокруг основных библейских событий: Ветхий Завет – Рождество – Тайная Вечеря – Воскресение Христа. Широта замысла автора грандиозна – тут вся жизнь человеческого духа от сотворения мира до наших дней.
Музыкальные средства произведения широчайшие – автор использует ансамбли, соло, двухорность, антифонные сопоставления мужских и женских хоров, огромные разделения внутри каждой партии, полипластовость, богатый гармонический язык, разнообразнейшие ритмические формы… Цикл может служить «энциклопедией» по части использования тембральных красок хора.
В то же время, музыка цикла следует традиции церковной музыки и своими корнями уходит в древние песнопения. И еще одно особое свойство цикла лучше всего охарактеризовать словами учителя Г. Свиридова – Д. Шостаковича, относящимися к другому произведению: «Как мало нот, как много музыки…»
Перед нами – выдающееся сочинение гениального Мастера, где каждая интонация преисполнена глубочайшего содержания, а каждая фраза озарена присутствием «Духа Святаго».
Цикл «Песнопения и молитвы» — произведение, занимающее особое место в творчестве Георгия Свиридова, волею судеб оказавшееся его последней работой. Это сочинение стало не только фактическим завершением творческого пути композитора, но и логическим итогом целого направления, вызревавшего в течение последних трех десятилетий его жизни. Условно это направление можно назвать духовно-музыкальным. Условно, потому что трудно отделить у Свиридова собственно духовные произведения в традиционном смысле этого слова от светских – поэма «Отчалившая Русь», кантата «Светлый гость», хор «Душа грустит о небесах» (все – на стихи С. Есенина) или хоровой цикл «Песни безвременья» (на стихи А. Блока) буквально пронизаны евангельскими образами и персонажами, цитатами из Псалтири или Нового Завета, пропитаны религиозной символикой и мотивами.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Краткое сообщение "духовная музыка в творчестве рахманинова"
Рахманинов крупнейший композитор и пианист конца XIX - начала XX веков. Его отличало необыкновенно острое восприятие действительности. Он был из числа композиторов-певцов природы.
Творческое наследие Рахманинова включает в себя произведения различных музыкальных жанров, в том числе и произведения духовно-музыкальные. Композитор был продолжателем Чайковского в духовной музыке, в том смысле, что он продолжил начатую Чайковским традицию исполнения церковной песни в открытом светском концерте. И многие произведения Рахманинова разделили ту же судьбу, что и религиозные творения Чайковского.
Духовная музыка в творчестве Рахманинова занимала существенное место. Будучи композитором "серебряного века" и символистом он во многие свои православные произведения вкладывал символический смысл. Самые значимые произведения духовной музыки Рахманинова исполняются и в нынешние дни. Среди них Всенощное бдение и Литургия Иоанна Златоуста (1910 год). Написание "Всенощного бдения" было завершено Рахманиновым в 1915 году. Оно имело огромный успех на сцене, но не вошло в литургическую практику. Церковь и ее высокие требования к духовной музыке и концертам, исполняющим эту музыку, не позволили реализовать "Всенощное бдение" в полной мере даже на светской сцене. Этому и циркуляр Святейшего Синода "О порядке устройства духовных концертов". С 1926 года "Всенощное бдение" не исполнялось, но в 80-х годах оно получило перерождение, снова зазвучав в концертах.
Рахманинов склонялся к духовной музыке в творчестве, так как усматривал в ней историю и лучшие традиции русской культуры. Зарубежный период
творчества композитора также ознаменовался некоторыми духовно-музыкальными произведениями ("Три русские песни для хора с оркестром").
В духовной музыке композитор нашел те истоки русской культуры, к которым стремился.
Я - русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка - это плод моего характера, и потому это русская музыка. (С.В. Рахманинов)