«Ромео и Джульетта» П. И. Чайковского – единственное сочинение, написанное по трагедии Шекспира в жанре «чистой» симфонической музыки. Уже эта особенность произведения наводит на мысль о том, что Чайковский в большей степени, чем другие композиторы, отрывается от первоисточника.
В противовес данному тезису, Увертюра-фантазия обычно трактуется однозначно, исходя из её программы. Как правило, во внимание берется история создания «Ромео и Джульетты». Сюжет нового симфонического произведения был подсказан М. А. Балакиревым в 1869 году. Перед ним же Петр Ильич «отчитывался» в письмах о работе над сочинением. «Увертюра моя продвигается довольно быстро, уже большая часть в проекте сочинена и, если ничто мне не помешает, надеюсь, что месяца через 1 ½ она будет готова. Не малая доля из того, что вы велели мне сделать, исполнена согласно вашим указаниям. Во-первых, планировка ваша: интродукция, изображающая Патера, драка – Allegro и любовь – вторая тема. А во-вторых, модуляции Ваши: интродукция в Е-dur, Allegro в h-moll и вторая тема в Des-dur.» (4, 341)
Письмо датируется 28 октября 1869 года и касается работы композитора над первой редакцией Увертюры-фантазии, после чего она неоднократно переделывалась. Первая версия создана в 1870 году, а спустя десять лет «Ромео и Джульетта» была приведена в окончательный вид.
Стоит отметить, что прохладно встреченная «Ромео и Джульетта», о которой писал Чайковский в письмах Балакиреву, и ее окончательная редакция, принесшая произведению мировую известность, - совершенно разные варианты увертюры-фантазии. Неизменными от первоначальной версии «Ромео и Джульетты» остались экспозиция и реприза с темами «вражды» и «любви». Интродукция (еще во второй редакции) и кода были сочинены заново, а раздел разработки был существенно переделан. Но, тем не менее, чаще всего Увертюра-фантазия понимается как произведение, прежде всего, запечатлевшее шекспировскую трагедию. И в этом, конечно, сыграла свою роль одна из особенностей человеческого восприятия музыки, заключающаяся в стремлении находить в совершающихся в музыке событиях аналогии в культуре в данном случае, с сюжетом шекспировской трагедии. Тем более, структура сонатной формы увертюры-фантазии необычайно близка к нормам строения драмы: завязка – развитие конфликта – развязка.
При определении типа программности «Ромео и Джульетты» исследователи сталкиваются с проблемой неоднозначности и определяют его, как обобщенный с элементами сюжетности. И также констатируется, что роль детального отражения сюжета в музыке возрастает во второй половине произведения. В этом плане показателен анализ разделов побочной партии в экспозиции и репризе. В. П. Бобровский, рассматривая оба проведения темы побочной партии, связывает их различие с соответствием разным этапам развития сюжета.
Экспозиция отвечает начальному этапу трагедии, когда молодые герои переживают счастливые минуты своего чувства в полном отрыве от окружающей действительности. Реприза отсылает к последним страницам «Ромео и Джульетты», где влюбленные уже полностью вовлечены в вихрь трагических событий.
Различие двух ситуаций проявляется в следующем. Исходная установка произведения связана с ориентацией на логику мифа, но в дальнейшем развитии начинают обостряться признаки сюжетности. Как это происходит? Отвечая на поставленный во обратимся вначале к порождающему механизму мифологического устройства.
Первый важнейший мифологический признак – цикличность, которая в свою очередь, основывается на мифологеме генеральной оппозиции. В «Ромео и Джульетте» такой оппозицией является контраст главной и побочной партии, (если следовать программному замыслу – темы «вражды
Подробнее - на -
Объяснение:
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Образ татьяны и ольги из евгения онегина с музыки !
Объяснение:
библиотека
материалов
Конспект урока по литературе в 9 классе.
Тема «Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна – нравственный идеал Пушкина»
Цель – анализ образов Татьяны и Ольги Лариных, утверждение нравственного идеала А.С. Пушкина.
Задачи:
обучение приёмам характеристики героя произведения,
развитие навыков пересказа, анализа стихотворного текста,
Оборудование:
ИКТ, презентация к уроку;
Отрывок из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин».
Тип урока - урок-практикум.
Ход урока:
Организационный момент.
Сообщение темы и целей урока.
На сегодняшнем уроке мы вновь обратимся к страницам гениального пушкинского творения – романа «Евгений Онегин».
Но для начала давайте сформулируем тему и цель урока.
Татьяна Ларина…Именем этой героини открывается галерея пленительных женских образов в русской классической литературе. Сколько таланта и мастерства вложил А.С.Пушкин в создание этого замечательного образа! Поэтому Татьяна более 150 лет очаровывает читателей благородством, искренностью, чистотой, высокими нравственными принципами. «Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна – нравственный идеал Пушкина» - тема урока.
К уроку вы подбирали цитаты к образу Татьяны и Ольги, готовили рассказ о детстве Татьяны, её увлечениях. Итак, сёстры Ларины.
Как вы думаете какова тема нашего урока?
Дети называют тему.
А теперь давайте поставим цель урока.
Ставят цель.
Анализ.
Рассмотрим образы Татьяны и Ольги.
Обратимся к Ольге.
Индивидуальный опрос, чтение наизусть:
Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда, как утро, весела…
Анализ:
Какой предстаёт перед нами Ольга?
Мы видим в Ольге красивую беспечную, беззаботную, легкомысленную девушку. Она красива, но обыкновенна, как другие уездные барышни, портрет подобной красавицы есть в любом романе, и поэт пишет, что такой портрет «надоел ему безмерно», Онегин отзывается об Ольге резко: «В чертах у Ольги жизни нет…»
Что главное в характере Ольги?
В характере Ольги главное – резвость, беспечность, беззаботность. В этом причина дуэли Онегина и Ленского, причина гибели Владимира Ленского.
Для чего необходим в романе образ Ольги?
Образ Ольги необходим в романе: с антитезы Ольга- Татьяна мы лучше понимаем необычность Татьяны.